Генералы В.Золотарев и В.Потапов о научных разработках А.Кокошина последних лет

"Больше 30 лет Кокошин работал над книгой, посвященной Александру Андреевичу Свечину, нашему выдающемуся военачальнику и военному теоретику, человеку, которого называют «русским Клаузевицем».

Кокошин ставит Свечина по ряду параметров выше Клаузевица. Свечин предвидел начало и ход Второй мировой войны, предлагал единственно верную стратегию Красной армии для первого периода будущей войны. Кокошин обоснованно подчеркивает, что, если бы эта стратегия была реализована, удалось бы предотвратить тяжелейшие многомиллионные потери. Выход этой книги в свет в 2013 году один из крупнейших отечественных военных историков, ученый с мировым именем Олег Ржешевский назвал в «Российской газете» событием государственного значения.

Среди ярких научных достижений Кокошина мы могли бы отметить разработку концепции «реального суверенитета» в современной системе мировой политики. Разработку комплекса вопросов политологии и социологии военной стратегии, проблем соотношения стратегического ядерного и неядерного сдерживания в российской политике национальной безопасности. Теоретическую и прикладную разработку вопросов соотношения политики и военной стратегии, вопросов стратегического управления в военной сфере, проблем ядерных конфликтов в международных отношениях, ряда вопросов истории Великой Отечественной войны.

Многие труды Кокошина осуществлялись в плодотворном содружестве с профессиональными военными, в том числе с авторами данной статьи. Совместно с одним из них Кокошину довелось не раз заниматься вопросами истории Великой Отечественной войны. Совместно с другим автором, а также генералом армии Юрием Балуевским, начальником Генштаба ВС РФ в 2004–2008 годах, были выпущены работы по вопросам новейших тенденций в военном искусстве под воздействием международно-политических и военно-технологических факторов.

Многие книги Кокошина переведены на иностранные языки и изданы за рубежом. В последние годы особенно велик интерес к творчеству Андрея Афанасьевича в Китае, где изданы пять его книг, в том числе «Стратегическое управление» (трижды в разных переводах и издательствах) и «Социология и политология военной стратегии».

Кокошин неоднократно выступал с лекциями перед китайскими военачальниками и учеными, работающими в военно-политической сфере. Очевиден крупный вклад автора в развитие научной мысли в области военной политологии. Он знаменует собой пятое поколение разработок в ХХ–XXI веках проблем военной стратегии.

Весьма значительным событием в политологии и в военной науке последних лет стало появление фундаментального, очень насыщенного труда академика Кокошина «Вопросы прикладной теории войны». В последнем разделе этого труда Кокошин, кроме всего прочего, весьма обоснованно обратился к теме эскалации войн и вооруженных конфликтов. Это чрезвычайно важная разработка Кокошина, способствующая предотвращению спонтанной эскалации боевых действий, которая чревата необратимыми катастрофическими последствиями".

 

См.: Владимир Золотарев, Владимир Потапов. Военный деятель крупного калибра. / Независимое военное обозрение, 29 октября 2020 г.

 

https://nvo.ng.ru/realty/2020-10-29/1_1115_kokoshin.html

 

 

Российские СМИ о приоритете А.А. Кокошина в выдвижении формулы "партнерского стратегического треугольника" Россия-Индия-Китай

Отечественные СМИ писали, что в 1990-е гг., будучи первым заместителем министра обороны, а позднее государственным военным инспектором - секретарем Совета обороны, затем секретарем Совета безопасности РФ, А.А. Кокошин зарекомендовал себя активным противником расширения НАТО на Восток и одновременно сторонником глубокого партнерства с Индией и Китаем. Отмечалось, что он был едва ли не главным проводником идеи «треугольника» Россия–Китай–Индия» (см.: Роберт Быков. Андрей Кокошин – Государственный военный инспектор. – Журнал "Кто есть кто", № 2, 1997 – www.whoiswho.ru; Владимир Григорьев. Власть Батурина – у Кокошина. – Журнал "Профиль", № 32, 8 сентября 1997 г.).

«Независимая газета» писала 27 марта 1997 г., что первый заместитель министра обороны РФ Андрей Кокошин «известен как один из инициаторов формирования максимально продуктивных отношений сотрудничества в «треугольнике» Россия–КНР–Индия (см.: Кокошин за активизацию сотрудничества со странами АТР. – Независимая газета, 27 марта 1997, с. 2).

«Красная звезда» отмечала 30 мая 2012 г., что Кокошин, будучи первым заместителем министра обороны, затем секретарем Совета безопасности РФ, «приложил значительные усилия для расширения сотрудничества между Россией и Индией в военной и военно-технической области». И им «была выдвинута идея партнерского «стратегического треугольника» Россия – Индия – Китай (см.: Орлова Е. Под знаком «БраМоса» - "Красная звезда", 30 мая 2012. – www.redstar.ru./index.php./).

Видный российский общественно-политический деятель и журналист В.Т.Третьяков в 2005 г. отмечал: «Принято считать, что идея построения треугольника Китай-Индия-Россия принадлежит Евгению Примакову и появилась она тогда, когда академик Примаков занимал пост премьер-министра (конец 1998 – начало 1999 года), а оформилась как некоторая практика уже во времена Путина. Между тем я слышал предложение о создании такого треугольника еще в середине 90-х годов из уст Андрея Кокошина, …в тот период первого заместителя министра обороны России. ...Работать в этом направлении г-н Кокошин предлагал непременно» (см.: Виталий Третьяков. Гипотеза о большом треугольнике. Россия, Китай и Индия как возможные геополитические союзники. 07.11.2005. Журнал Limes #4 2005 (Италия) – nttp://nigru.ru/docs/8/646.html).

В "Независимой газете" (НГ) во время визита Кокошина в КНР как секретаря Совета обороны РФ по приглашению высшего китайского руководства отмечалось, что с начала 1990-х гг. Кокошиным, бывшим тогда первым заместителем министра обороны РФ, уделялось большое внимание и отношениям с Индией. В "НГ" говорилось о том, что "результаты этих и последующих контактов по военной линии оказались весьма результативными. Видимо, именно тогда зародилась идея формирования своего рода "великого азиатского треугольника" Россия – КНР – Индия. Идея эта еще далека от своего воплощения, однако некоторые ее контуры, как считают ряд специалистов-ориенталистов, начинают проглядывать вполне явственно» (Максим Дмитриев. Формируется "великий азиатский треугольник". - Независимая газета, 17 января 1998. –http://multiarhiv.ru/143/37).

Академик РАН, заместитель научного руководителя НИУ ВШЭ, заведующий кафедрой международной безопасности факультета мировой политики МГУ им М.В. Ломоносова А.А.Кокошин. Афганский кризис как глобальная и региональная проблема

 (Выступление на IX Всероссийском конгрессе политологов

16 декабря 2021 г.)

 

Афганский кризис - одно из крупнейших событий мировой политики последних лет. Он носит многомерный и многоплановый характер.

Он в том числе выразился в скоротечном падении светского прозападного правительства и в приходе к власти ультраконсервативного исламистского режима "Талибан" (террористическая организация, запрещенная в России).

Это было практически бегство.

Афганистан оказался на грани гуманитарной катастрофы, возможно крупнейшей для международного сообщества за весь период после Второй мировой войны. Эта катастрофа в том числе может породить сотни тысяч беженцев в сопредельных странах.

США в течение 20 лет было затрачено в Афганистане от 1 до 2 трлн. долл.

Афганский кризис вызвал самую серьезную озабоченность в России и среди наших партнеров и союзников по ШОС и ОДКБ, прежде всего в государствах Центральной Азии - бывших республиках СССР. Интересы России самым тесным образом связаны с проблемой сохранения и развития молодых светских государств - бывших республик СССР в Центральной Азии. Исламизм, джихадизм, терроризм несут прямую угрозу этим светским государствам. Под влиянием событий в Афганистане экстремизм с религиозной окраской может распространяться и в таких регионах России, как Поволжье и Северный Кавказ.

Примечательной в этом плане можно считать оценку командующего войсками Центрального военного округа Вооруженных сил генерал-полковника РФ А.П. Лапина. По его словам, "завершение военной опера­ции США в Афганистане привело к резкому скачку террористической угрозы на нашем общем евразийском пространстве".

Немедленной реакцией России было, в том числе, проведение военных учений Вооруженных сил РФ с ВС Узбекистана и Таджикистана. Позднее была проведена серия учений ОДКБ и ШОС.

Афганский кризис самым непосредственным образом связан с такой глобальной проблемой, как международный терроризм.

На территории Афганистана, по разным данным, имеется целый конгломерат из 10-12 террористических организаций и групп. Среди них, по-видимому, самыми крупными являются "Исламское государство-Хорасан" и "Аль-Каида" (обе запрещены в РФ). В их числе и запрещенная в РФ "Хизб ут-Тахрир", деятельность ячеек которой неоднократно в последнее время успешно пресекалась на территории России Федеральной службой безопасности.

Надо иметь в виду возможную радикализацию различных исламистских движений, партий в тех или иных районах мира, вдохновленных столь убедительной победой "Талибана". Этому уже имеется целый ряд свидетельств.

Возможно обострение и без того сложнейшей проблемы производства и трафика наркотиков из Афганистана как крупнейшего в мире производителя опиатов.

В итоговом документе саммита ОДКБ 15 сентября 2021 г. подчеркивался крайне высокий уровень наркопроизводства в Афганистане. Отмечалось, что производство наркотиков "служит одним из основных источников дохода террористических группировок в стране", страны ОДКБ призывали активизировать усилия по борьбе с этим злом.

Производство наркотиков является крайне доходным для жителей Афганистана. Они стали неотъемлемой частью экономики этой одной из самых бедных стран мира, которой очень трудно найти альтернативу даже при очень больших усилиях.

Международное сообщество не может не предпринимать усилия для того, чтобы предотвратить гуманитарную катастрофу, однако имеются огромные трудности в решении соответствующих проблем. Они связаны с уходом из Афганистана многих доноров этой страны (начиная с США, МВФ, Мирового банка), за счет которых, по ряду оценок, формировалось около 70% бюджета.

Объем донорской помощи Афганистану до прихода к власти талибов оценивался в более чем 8 млрд. долл. в год, что было эквивалентно 40% ВВП страны. После падения прозападного правительства А. Гани Вашингтоном были заморожены активы Национального банка Афганистана, депонированные в американской Национальной резервной системе. Это не могло не сказаться отрицательно на финансово-экономическом положении Афганистана.

Всемирная продовольственная программа ООН (ВПП) снабжает продуктами 4 млн. афганцев, но, по прогнозам ВПП, такая помощь понадобится 12 млн. жителям страны. В ООН приводили данные о том, что истощение и голодная смерть грозят почти 23 миллионам жителей Афганистана.

Из Афганистана в спешном порядке в августе 2021 г. были эвакуированы десятки тысяч квалифицированных специалистов. Это создало угрозу коллапса банковской системы, системы здравоохранения, системы светского образования (особенно для женщин), СМИ и др. Общее число вывезенных таким образом Соединенными Штатами и их партнерами и союзниками - более 165 тыс. чел., среди которых не только афганцы, но и граждане других стран.

Российское руководство обоснованно говорит о том, что основное бремя помощи Афганистану должно лежать на США, их партнерах и союзниках.

Проблемы оказания экономической и гуманитарной помощи Афганистану могут значительно осложняться противостоянием между США и их союзниками, с одной стороны, и РФ и КНР - с другой. Это противоборство сказывается и на решении таких проблем, как угроза терроризма и наркоугроза, исходящих от Афганистана.

Остается весьма сложной внутриполитическая обстановка в Афганистане. Развертывается деятельность различных оппозиционных талибам сил, прежде всего связанных с населением северных провинций, где проживают этнические узбеки и таджики.

Талибы доказали свою эффективность в военном отношении. Но остается весьма проблематичным вопрос о возможности централизованного управления таким проблемным государством, как Афганистан, в условиях мирного времени, в том числе с учетом  наличия большого числа весьма влиятельных полевых командиров, привыкших к большой автономности как на тактическом, так и на стратегическом уровне.

Вызывает сомнения у многих экспертов и возможность выполнения талибами своих обещаний относительно непредоставления территории Афганистана как базы для действий террористов в других государствах.

И в резолюциях Совета безопасности ООН, и в документах ШОС и ОДКБ "Талибан" призывается к созданию инклюзивного правительства, в том числе к участию в нем представителей меньшинств и женщин. Сами официальные лица талибов считают, что их правительство уже является таковым.

Предыдущий период правления "Талибана" в Афганистане в 1996-2001 гг. оставил в целом весьма негативную память. Правление талибов в том числе означало жесткое следование законам шариата, не соответствующим общепринятым нормам международного сообщества, зафиксированным в базовых решениях и документах ООН.

Президент России В.В. Путин на саммите СНГ 15 октября 2021 г. сказал, что "мы понимаем, что нужно с ними взаимодействовать, но торопиться с их признанием тоже нельзя". Это мнение российского президента соответствует, по-видимому, позиции большинства руководителей других государств мира.

События после прихода к власти талибов в августе 2021 г. вызвали к жизни исключительно высокую дипломатическую активность как на глобальном, так и на региональном уровне, в том числе на уровне глав государств и глав правительств. Однако можно полагать, что оптимальный международный механизм на этом направлении еще далеко не отработан.

Можно предположить, что усилия международного сообщества по оказанию гуманитарной помощи Афганистану будут нарастать, однако есть опасность, что их темпы и масштабы будут отставать от ухудшения положения дел в этой стране. Международное сообщество не может не включиться в решение неотложных проблем предоставления масштабной помощи Афганистану, даже в условиях того, что талибы не будут торопиться с выполнением требований о создании инклюзивного правительства и с соблюдением общепризнанных прав человека, зафиксированных в документах ООН. Непризнание правительства талибов де-юре не означает, что многие страны мира, исходя как из гуманитарных соображений, так и из интересов безопасности, не будут де-факто сотрудничать с этим правительством.

Еще раз необходимо отметить, что афганский кризис является масштабной и глубокой, глобальной и региональной проблемой. Можно с высокой степенью уверенности говорить о том, что он носит затяжной характер и будет в обозримой перспективе оставаться одной из крупных проблем мировой политики, чреватой разного рода обострениями.

Эта проблема требует постоянного внимания и целенаправленных усилий со стороны России, наших союзников и партнеров.

Академик А.А.Кокошин провел круглый стол "О специфике современного военно-технологического противостояния в мире и интересах национальной безопасности России"

5 апреля 2022 г. в НИУ ВШЭ под председательством академика РАН А.А. Кокошина прошел круглый стол "О специфике современного военно-технологического противостояния в мире и интересах национальной безопасности России", организованный недавно созданным Институтом перспективных стратегических исследований (ИПСИ) НИУ ВШЭ в рамках "XXIII Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества".

В круглом столе приняли участие видные военные и гражданские ученые и эксперты, которые обсудили с использованием отрытых данных ряд актуальных и перспективных вопросов по отмеченной теме.

Отмечалось, что военно-технологическое противостояние в мире происходит в условиях агрессивных действий США и их союзников и партнеров против Российской Федерации сразу по нескольким направлениям, что привело к обострению военно-политической обстановки в мире.

Участники круглого стола обсудили вопросы развития военно-технологической сферы в различных странах на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

В ходе состоявшейся научной дискуссии в том числе были рассмотрены крупные достижения России последних лет в развитии сил и средств стратегического ядерного и неядерного сдерживания, включая высокоточное дальнобойное оружие внеядерном оснащении. Отмечались, в частности, весьма значительные результаты последних лет в модернизации всех трех компонентов российских стратегических ядерных сил (наземного, морского, авиационного), которые теперь в своем подавляющем большинстве оснащены самой современной, передовой техникой. Говорилось о том, что эти средства способны преодолеть любую противоракетную оборону вероятного противника.

Говорилось также о достижениях в развитии российской системы предупреждения о ракетном нападении, системы контроля космического пространства, противоракетной обороны.

Были затронуты вопросы обеспечения безопасности России в киберпространстве, вопросы развития теории сдерживания применительно к противостоянию в киберпространстве.

В ходе круглого стола анализировались ряд потенциальных военно-технологических угроз оборонной безопасности России, которые могут возникнуть в результате некоторых военных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок США и их союзников в военной сфере.

Участники круглого стола говорили о необходимости прежде всего разработки асимметричных мер для парирования таких угроз России, которые были бы эффективны с точки зрения обеспечения надежного сдерживания и стратегической стабильности и не давали бы России втянуться в гонку вооружений в соответствии с установками Президента РФ - Верховного главнокомандующего ВС РФ В.В. Путина.

В числе участников круглого стола - генерал армии Ю.Н. Балуевский (бывший начальник Генерального штаба ВС РФ, генеральный инспектор Управления генеральных инспекторов Министерства обороны Российской Федерации); А.Н. Бриндиков (бывший первый заместитель министра промышленности РФ по оборонным вопросам); профессор НИУ ВШЭ, генерал-лейтенант в отставке, к.в.н. Е.П. Бужинский; генерал-полковник в отставке, к.в.н., профессор НИУ ВШЭ В.И. Есин; заместитель директора Института перспективных стратегических исследований НИУ ВШЭ А.В. Лисс (в прошлом ответственный работник аппарата Совета обороны и Совета безопасности РФ); генерал-полковник в отставке, бывший первый заместитель директора ФСБ РФ В.А. Соболев; генерал-лейтенант, ведущий научный сотрудник Военной академии Генерального штаба ВС РФ Ю.Г. Сыч; генерал армии Д.Л. Фаддеев (бывший первый заместитель директора Службы внешней разведки Российской Федерации); генерал-майор в отставке, член-корреспондент РАН, вице-президент АВН РФ И.А. Шеремет (бывший начальник Военно-научного комитета ВС РФ - заместитель начальника ГШ ВС РФ), и другие ученые и эксперты.

В круглом столе участвовали также представители Совета безопасности РФ, Генерального штаба ВС РФ, МИД РФ.

А.А. Кокошин о генерале армии А.В. Квашнине

Смерть бывшего начальника Генерального штаба Анатолия Васильевича Квашнина - это огромная утрата для страны, для всех тех, кто знал его, кто имел с ним товарищеские и дружеские отношения.

Анатолий Васильевич на всех постах, которые он занимал, проявил себя подлинным, непоказным патриотом нашей страны. профессионалом очень высокого уровня, исключительно ответственным, деятельным и смелым военачальником и государственным деятелем. Он сыграл в том числе исключительно важную роль в борьбе с терроризмом и сепаратизмом на Северном Кавказе, учтя в полной мере неудачный опыт 1993-1995 гг.

Мне довелось "приложить руку" к назначению Анатолия Васильевича Квашнина на пост НГШ сразу после заседания Совета обороны России под председательством Президента РФ Б.Н. Ельцина летом 1996 г. Я к этому времени уже хорошо знал генерала Квашнина, в том числе по его работе в должности заместителя начальника Главного оперативного управления ГШ ВС РФ а затем и командующего Северо-Кавказским военным округом.

После этого мы бок о бок с Анатолием Васильевичем поработали на пятом этаже здания Минобороны на Арбате – он в должности НГШ, я в должности первого заместителя Министра обороны. Это была слаженная, дружная работа на благо нашей обороноспособности, национальной безопасности в тяжелейших социально-экономических условиях. Целый ряд проблем мы совместно решили и когда я был уже секретарём Совета обороны, и затем Совета безопасности РФ.