Состоялся очередной «Стратегический семинар» академика РАН А.А. Кокошина «Новый этап возвышения Китая: экономические, политические, социальные и военно-стратегические аспекты»

В семинаре, проходившем на факультете мировой политики МГУ имени М.В.Ломоносова под председательством академика РАН А.А. Кокошина, 6-го секретаря Совета безопасности России, приняли участие ученые и специалисты из Института Дальнего Востока РАН, ИМЭМО РАН,ФМП МГУ, ИСАА МГУ, руководящие работники и эксперты МИД РФ, Министерства обороны России (в т.ч. Генштаба), Минэкономразвития  РФ и других российских ведомств.

 

Отмечалось, что вступивший в новую фазу рост роли КНР в мировой политике и в мировой экономике – один из крупнейших вопросов нашего времени и грядущих десятилетий.

Подробно были рассмотрены перспективы развития экономики КНР, оценены проблемы, которые имеются у нее в среднесрочной перспективе, в т.ч. «плохие долги», рост доли населения пожилого возраста, огромные масштабы экологической проблемы во многих регионах КНР и др.

Эксперты говорили о том, что мало кто обращает внимание на то, что важной особенностью экономического развития КНР является тщательно отработанная система индикативного планирования, наличие пятилетних планов развития экономики страны в целом и отдельных провинций. Отмечалось, что понимание российской стороной этой системы китайского индикативного планирования необходимо для успешного взаимодействия России и Китая в экономической сфере.

Большинство специалистов, участвовавших в семинаре, сошлись во мнении, что в обозримой перспективе «жесткой посадки» китайской экономики ожидать не следует, что скорее всего в КНР в ближайшие годы сохранятся темпы роста около 6,5% ВВП в год.

Обсуждались вопросы спряжения ЕАЭС и «Экономического пояса Шелкового пути», проблемы для экономики Китая, связанные с созданием под эгидой США Транстихоокеанского партнерства (ТТП), «Трансатлантического торгово-инвестиционного партнерства» (ТТИП). Ряд специалистов при этом не исключали того, что Китай в определенный момент начнет затяжные переговоры о каком-то варианте подключения к ТТП, стремясь параллельно реализовывать собственные трансрегиональные мегапроекты.

Все это не может не затрагивать интересы национальной конкурентоспособности России, интересы РФ в обеспечении нашей стране должного места в мировой экономике и мировой политике.

При оценке ТТП и ТТИП звучала мысль о том, что эти в равной мере и экономические и политико-идеологические мегапроекты призваны, по замыслу Вашингтона, обеспечить для США новый рывок для сохранения их «лидерства» в мире – в ответ на быстрое становление Китая как кандидата на роль «второй сверхдержавы», в ответ на возникновение перспективы замены «Вашингтонского консенсуса» на «Пекинский консенсус». Последний, впрочем, как отмечали специалисты, не принял еще достаточно четкого концептуального оформления.

Затрагивались американские и западноевропейские оценки экономики Китая, его военной мощи, внешней политики. В их числе – события в Южно-Китайском море, вокруг спорных островов, где, как говорят многие американские политики и эксперты, Китай «бросил вызов современному миропорядку».

Участники семинара обратили большое внимание на вопросы сотрудничества между РФ и КНР в политико-военной и военно-стратегической областях, в борьбе с терроризмом и экстремизмом, в экономической сфере. Говорилось о том, что большим потенциалом обладает российско-китайское сотрудничество в рамках ШОС, в которую, как известно, вступают также Индия и Пакистан.

Речь шла и о том, какого нового миропорядка должны добиваться Россия и КНР, исходя из своих национальных интересов и интересов международного сообщества в целом.

Как согласились все участники семинара, двусторонние российско-китайские отношения в целом достигли весьма высокого уровня. При этом нельзя закрывать глаза на целый ряд реальных проблем и трудностей, имеющихся в этих отношениях.

Затрагивались проблемы углубления и развития взаимодействия между КНР и РФ по проблемам обеспечения стратегической стабильности в духе соответствующего российско-китайского документа высшего уровня, подписанного в ходе саммита в Пекине 26 июня 2016 года. Участники «Стратегического семинара» говорили о необходимости более детальной отработки теоретических и прикладных вопросов стратегической стабильности, особенно применительно к силам общего назначения и обычным вооружениям. – В том числе необходимо учитывать последствия реализации Соединенными Штатами т.н. «Третьей стратегии компенсации», имеющей и антикитайскую и антироссийскую направленность.

При рассмотрении вопросов создания «Евроазиатского всеобъемлющего партнерства» речь шла о различных вариантах формулы этого партнерства с учетом специфики экономики РФ и КНР, наличия у двух стран разнообразных внешнеэкономических связей и интересов.

Итоги семинара будут активно использоваться, в том числе, в учебном процессе факультета мировой политики, для подготовки различных аналитических материалов для государственных органов власти.