Академик РАН, заместитель научного руководителя НИУ ВШЭ, заведующий кафедрой международной безопасности факультета мировой политики МГУ им М.В. Ломоносова А.А.Кокошин. Афганский кризис как глобальная и региональная проблема

 (Выступление на IX Всероссийском конгрессе политологов

16 декабря 2021 г.)

 

Афганский кризис - одно из крупнейших событий мировой политики последних лет. Он носит многомерный и многоплановый характер.

Он в том числе выразился в скоротечном падении светского прозападного правительства и в приходе к власти ультраконсервативного исламистского режима "Талибан" (террористическая организация, запрещенная в России).

Это было практически бегство.

Афганистан оказался на грани гуманитарной катастрофы, возможно крупнейшей для международного сообщества за весь период после Второй мировой войны. Эта катастрофа в том числе может породить сотни тысяч беженцев в сопредельных странах.

США в течение 20 лет было затрачено в Афганистане от 1 до 2 трлн. долл.

Афганский кризис вызвал самую серьезную озабоченность в России и среди наших партнеров и союзников по ШОС и ОДКБ, прежде всего в государствах Центральной Азии - бывших республиках СССР. Интересы России самым тесным образом связаны с проблемой сохранения и развития молодых светских государств - бывших республик СССР в Центральной Азии. Исламизм, джихадизм, терроризм несут прямую угрозу этим светским государствам. Под влиянием событий в Афганистане экстремизм с религиозной окраской может распространяться и в таких регионах России, как Поволжье и Северный Кавказ.

Примечательной в этом плане можно считать оценку командующего войсками Центрального военного округа Вооруженных сил генерал-полковника РФ А.П. Лапина. По его словам, "завершение военной опера­ции США в Афганистане привело к резкому скачку террористической угрозы на нашем общем евразийском пространстве".

Немедленной реакцией России было, в том числе, проведение военных учений Вооруженных сил РФ с ВС Узбекистана и Таджикистана. Позднее была проведена серия учений ОДКБ и ШОС.

Афганский кризис самым непосредственным образом связан с такой глобальной проблемой, как международный терроризм.

На территории Афганистана, по разным данным, имеется целый конгломерат из 10-12 террористических организаций и групп. Среди них, по-видимому, самыми крупными являются "Исламское государство-Хорасан" и "Аль-Каида" (обе запрещены в РФ). В их числе и запрещенная в РФ "Хизб ут-Тахрир", деятельность ячеек которой неоднократно в последнее время успешно пресекалась на территории России Федеральной службой безопасности.

Надо иметь в виду возможную радикализацию различных исламистских движений, партий в тех или иных районах мира, вдохновленных столь убедительной победой "Талибана". Этому уже имеется целый ряд свидетельств.

Возможно обострение и без того сложнейшей проблемы производства и трафика наркотиков из Афганистана как крупнейшего в мире производителя опиатов.

В итоговом документе саммита ОДКБ 15 сентября 2021 г. подчеркивался крайне высокий уровень наркопроизводства в Афганистане. Отмечалось, что производство наркотиков "служит одним из основных источников дохода террористических группировок в стране", страны ОДКБ призывали активизировать усилия по борьбе с этим злом.

Производство наркотиков является крайне доходным для жителей Афганистана. Они стали неотъемлемой частью экономики этой одной из самых бедных стран мира, которой очень трудно найти альтернативу даже при очень больших усилиях.

Международное сообщество не может не предпринимать усилия для того, чтобы предотвратить гуманитарную катастрофу, однако имеются огромные трудности в решении соответствующих проблем. Они связаны с уходом из Афганистана многих доноров этой страны (начиная с США, МВФ, Мирового банка), за счет которых, по ряду оценок, формировалось около 70% бюджета.

Объем донорской помощи Афганистану до прихода к власти талибов оценивался в более чем 8 млрд. долл. в год, что было эквивалентно 40% ВВП страны. После падения прозападного правительства А. Гани Вашингтоном были заморожены активы Национального банка Афганистана, депонированные в американской Национальной резервной системе. Это не могло не сказаться отрицательно на финансово-экономическом положении Афганистана.

Всемирная продовольственная программа ООН (ВПП) снабжает продуктами 4 млн. афганцев, но, по прогнозам ВПП, такая помощь понадобится 12 млн. жителям страны. В ООН приводили данные о том, что истощение и голодная смерть грозят почти 23 миллионам жителей Афганистана.

Из Афганистана в спешном порядке в августе 2021 г. были эвакуированы десятки тысяч квалифицированных специалистов. Это создало угрозу коллапса банковской системы, системы здравоохранения, системы светского образования (особенно для женщин), СМИ и др. Общее число вывезенных таким образом Соединенными Штатами и их партнерами и союзниками - более 165 тыс. чел., среди которых не только афганцы, но и граждане других стран.

Российское руководство обоснованно говорит о том, что основное бремя помощи Афганистану должно лежать на США, их партнерах и союзниках.

Проблемы оказания экономической и гуманитарной помощи Афганистану могут значительно осложняться противостоянием между США и их союзниками, с одной стороны, и РФ и КНР - с другой. Это противоборство сказывается и на решении таких проблем, как угроза терроризма и наркоугроза, исходящих от Афганистана.

Остается весьма сложной внутриполитическая обстановка в Афганистане. Развертывается деятельность различных оппозиционных талибам сил, прежде всего связанных с населением северных провинций, где проживают этнические узбеки и таджики.

Талибы доказали свою эффективность в военном отношении. Но остается весьма проблематичным вопрос о возможности централизованного управления таким проблемным государством, как Афганистан, в условиях мирного времени, в том числе с учетом  наличия большого числа весьма влиятельных полевых командиров, привыкших к большой автономности как на тактическом, так и на стратегическом уровне.

Вызывает сомнения у многих экспертов и возможность выполнения талибами своих обещаний относительно непредоставления территории Афганистана как базы для действий террористов в других государствах.

И в резолюциях Совета безопасности ООН, и в документах ШОС и ОДКБ "Талибан" призывается к созданию инклюзивного правительства, в том числе к участию в нем представителей меньшинств и женщин. Сами официальные лица талибов считают, что их правительство уже является таковым.

Предыдущий период правления "Талибана" в Афганистане в 1996-2001 гг. оставил в целом весьма негативную память. Правление талибов в том числе означало жесткое следование законам шариата, не соответствующим общепринятым нормам международного сообщества, зафиксированным в базовых решениях и документах ООН.

Президент России В.В. Путин на саммите СНГ 15 октября 2021 г. сказал, что "мы понимаем, что нужно с ними взаимодействовать, но торопиться с их признанием тоже нельзя". Это мнение российского президента соответствует, по-видимому, позиции большинства руководителей других государств мира.

События после прихода к власти талибов в августе 2021 г. вызвали к жизни исключительно высокую дипломатическую активность как на глобальном, так и на региональном уровне, в том числе на уровне глав государств и глав правительств. Однако можно полагать, что оптимальный международный механизм на этом направлении еще далеко не отработан.

Можно предположить, что усилия международного сообщества по оказанию гуманитарной помощи Афганистану будут нарастать, однако есть опасность, что их темпы и масштабы будут отставать от ухудшения положения дел в этой стране. Международное сообщество не может не включиться в решение неотложных проблем предоставления масштабной помощи Афганистану, даже в условиях того, что талибы не будут торопиться с выполнением требований о создании инклюзивного правительства и с соблюдением общепризнанных прав человека, зафиксированных в документах ООН. Непризнание правительства талибов де-юре не означает, что многие страны мира, исходя как из гуманитарных соображений, так и из интересов безопасности, не будут де-факто сотрудничать с этим правительством.

Еще раз необходимо отметить, что афганский кризис является масштабной и глубокой, глобальной и региональной проблемой. Можно с высокой степенью уверенности говорить о том, что он носит затяжной характер и будет в обозримой перспективе оставаться одной из крупных проблем мировой политики, чреватой разного рода обострениями.

Эта проблема требует постоянного внимания и целенаправленных усилий со стороны России, наших союзников и партнеров.