Статьи
А.А.Кокошин «Группировки американской буржуазии и внешнеполитический курс США» (статья 1981 г.)
В этой статье делается попытка проследить, как соотношение общеклановых и частных, групповых интересов различных секторов американской буржуазии воздействовало на изменение внешнеполитического курса правящего класса США в последние 12–15 лет. Автор далек от того, чтобы жестко детерминировать внешнюю политику лишь экономическими факторами, от того, чтобы прямо связывать экономические интересы буржуазии с внешней политикой такой страны со сложной политической системой, как Соединенные Штаты Америки. Особенно неоправданным было бы искать экономическое объяснение каждой конкретной, даже крупной политической акции американского государства на международной арене. Однако избранный период позволяет, используя обобщенные показатели, выделить в первую очередь именно экономические факторы, а затем оценить то, как они влияли на взгляды правящих кругов по международным отношениям, как отражались во внешней политике США.
Анализ экономической и политической деятельности различных американских монополий, а также предприятий немонополистической буржуазии, различных предпринимательских ассоциаций, проведенный автором на базе ряда советских исследований и работ американских ученых, позволяет выделить три основные группы компаний, различающиеся характером взаимодействия между их частными экономическими интересами и внешней политикой США.
Во-первых, это монополии, образующие ядро военно-промышленного комплекса (в который также входит военная верхушка и определенная часть политических деятелей, наиболее тесно связанных с интересами военного бизнеса).
Во-вторых, корпорации, производящие преимущественно невоенную продукцию, обладающие крупными заграничными капиталовложениями и ведущие в больших масштабах экспортно-импортные операции.
В-третьих, компании, с одной стороны, мало связанные с военным производством, а с другой – ориентированные почти исключительно на внутренний рынок; сюда включаются все компании, не вошедшие в две вышеобозначенные группы.
При этом автор учитывает, что о внешнеполитической роли двух из трех рассматриваемых групп американского бизнеса (а именно монополий военно-промышленного комплекса и транснациональных корпораций) имеется ряд глубоких работ советских исследователей. Внешнеполитическая же роль буржуазии третьей группы в последние годы вообще практически не освещалась в советской и зарубежной научной литературе.
Совместное, сравнительное рассмотрение соотношения внешнеполитических интересов всех трех групп буржуазии в зависимости от меняющейся экономической, социальной, внутри- и международно- политической обстановки в наибольшей мере отвечает принципам системного подхода[1].
Каков же состав этих трех групп современного американского бизнеса, каково их место в структуре власти и как соотносятся их экономические интересы с внешнеполитическим курсом Соединенных Штатов?
Прежде всего необходимо отметить, что границы между этими группами компаний подчас очерчены не очень четко, происходит множество взаимных пересечений и наложений. Особенно это характерно для первых двух групп американского бизнеса; многие из корпораций– получателей военных контрактов имеют также заграничные инвестиции и осуществляют значительные внешнеторговые операции; в свою очередь значительная часть транснациональных монополий вовлечена в производство военной техники (как по заказам министерства обороны, так и для иностранных государств).
Но ядро каждой из обозначенных выше групп американского бизнеса имеет все же свои специфические интересы, что и делает возможным, по мнению автора, проведение соответствующего анализа.
Корпорации, образующие ядро военно-промышленного комплекса, – это в первую очередь компании, преимущественно ориентированные на выпуск военной продукции, объем продаж которых по военным подрядам составляет до 90%. К ним относятся такие корпорации, как «Боинг», «Дженерал дайнэмикс», «Грумман», «Локхид», «Макдонелл- Дуглас», «Нортроп», «Рокуэлл интернэшнл», «Юнайтед текнолоджиз» и др. Они занимают видные места в списке 500 крупнейших монополий США – от 32-го («Юнайтед текнолоджиз») до 185-го («Грумман»), однако, за небольшим исключением, не относятся к сверхгигантам[2]. В среднем у 100 крупнейших подрядчиков министерства обороны на военную продукцию приходится, по оценке профессора Колумбийского университета С. Мелмана, 40%, на гражданскую – 60% всей продукции[3]. Получаемые от Пентагона контракты служат для большинства компаний источником особо высоких прибылей: прибыли предпринимателей, занятых производством оружия, в среднем на 20– 30% превосходят прибыли, получаемые от продажи невоенной продукции[4].
Нельзя не отметить и того, что в военное производство в США вовлечено в разной степени большое число мелких и средних фирм, которые, может быть, не оказывая непосредственного влияния на американскую военную политику, служат важным социально-экономическим компонентом базы американского милитаризма. К выполнению государственных военных заказов привлекаются свыше 20 тыс. главных подрядчиков и около 100 тыс. субподрядчиков[5].
Важным аспектом деятельности монополий военно-промышленного комплекса в последние годы следует считать резко возросший объем внешней торговли оружием. Для 10 главных подрядчиков Пентагона доля зарубежных продаж военной техники, запчастей, снаряжения, услуг достигла в 1976 финансовом году 30,5% общего объема их продаж. Все более значительным источником сверхприбылей для этой категории монополий является использование ими соглашений о совместном производстве военной техники, а также лицензионных соглашений[6].
Оценивая место данной группы монополий в структуре политической и государственной власти США, следует подчеркнуть, что у нее сложились наиболее тесные связи со значительной частью государственного аппарата (в первую очередь, разумеется, с аппаратом министерства обороны) и сравнительно устойчивой группой политических деятелей (сенаторов, конгрессменов, губернаторов отдельных штатов). Именно характер этих весьма разветвленных, прочных связей позволяет говорить о сочетании военных и частных корпораций, соответствующих подразделений госаппарата и группировок политических деятелей как о комплексе – военно-промышленном комплексе.
Наличие подобного образования в экономической и политической структуре США определяет в первую очередь то обстоятельство, что удельный вес военно-промышленных монополий в формировании американского внешнеполитического курса заметно превышает их удельный вес в экономике страны.
Транснациональные корпорации (ТНК) США – это прежде всего элита элит американского бизнеса. Именно крупнейшие, самые мощные и динамичные промышленные компании и банки занимают одновременно лидирующее место в этой Категории частнопредпринимательской деятельности. По оценке советского ученого В. В. Жаркова, список американских ТНК включает 115 компаний (имеющих, по его классификации, заграничные инвестиции и филиалы не менее чем в пяти зарубежных государствах), из которых в первые 100 промышленных компаний США входят 52 корпорации; в первые 200–84, в третьей – пятой сотне–13, а за пределами «клуба 200» – лишь 18 компаний[7].
В списке ведущих транснациональных монополий, составленном журналом «Форбс», фигурируют 150 промышленных и торговых компаний и банков. В их числе вся американская предпринимательская «верхушка» – «Экссон», «Мобил», «Тексако», «Форд», «Дженерал моторе», ИБМ, «Ситикорп», «Дженерал электрик», «Бэнк оф Америка», «Дюпон де Немур» и др. Место этих корпораций в иерархии ТНК не всегда совпадает с их местом в иерархии 500 крупнейших компаний внутри страны: например, «Форд мотор» в списке ТНК стоит выше «Дженерал моторе», поскольку превосходит последнюю по объему заграничных инвестиций и заграничных операций, хотя и уступает по общему объему капитала и продаж[8].
Значение транснациональных монополий в экономике США в последние 12–15 лет в целом возрастало, хотя этот процесс во многом носил противоречивый характер: отнюдь не все аспекты международной экспансии американских корпораций Шли на пользу экономике страны с точки зрения обобщенных интересов правящего класса. С 1960 по 1978 г. прямые заграничные инвестиции американских монополий возросли с 31,9 млрд. долл. до 168,0 млрд., причем если в 1960–1970 гг. среднегодовые темпы роста инвестиций составляли 9,5%, то в 1970–1978 гг. они составили 11,1%. Прибыль от прямых заграничных инвестиций выросла с 8,2 млрд. долл. в 1970 г. до 25,7 млрд. в 1978 г.[9] Темпы роста заграничных капиталовложений американских Монополий значительно превышали средние темпы роста внутренних инвестиций в самих Соединенных Штатах.
Особо быстрыми темпами, в частности, развивались заграничные операции американских банков. Число банков США, имеющих заграничные филиалы, возросло с 13 в 1965 г. до 137 в 1978 г. В тот же период количество самих филиалов увеличилось с 211 до 761, а активы зарубежных филиалов –с 9,1 млрд. долл. до 270 млрд. (!) Доля прибылей от зарубежных операций в общих прибылях 13 крупнейших банков Соединенных Штатов возросла с 18,8% в 1970 г. до 49,6% в 1976 г., или на 164%[10].
С перечнем компаний, занимающих ведущее место по объему заграничных капиталовложений, в значительной мере совпадает список фирм, осуществляющих львиную долю американских внешнеторговых операций; на корпорации, входящие в первые 200 крупнейших фирм США, приходится более 80% внешнеторгового оборота страны[11]. В отличие от западноевропейских стран и Японии средние, а тем более мелкие американские компании принимают незначительное участие во внешней торговле. Так, из 252 тыс. компаний в обрабатывающей промышленности США во внешней торговле принимают участие лишь 30 тыс. фирм[12] из верхних эшелонов американского бизнеса.
Следует отметить, что в своем отношении к международным политическим и экономическим проблемам монополисты-руководители транснациональных корпораций неоднородны. Среди ТНК можно различать те компании, которые занимаются вывозом капитала и экспортно-импортными операциями уже на протяжении многих десятилетий, и те, для которых крупномасштабная международная деятельность–-дело сравнительно новое. Первые в целом являются более старыми, прочно закрепившимися в американской и мировой капиталистической структуре монополий («старые деньги»), вторые –в большинстве своем корпораций, занявшие высокое место в монополистической иерархии лишь после второй мировой войны («молодые деньги»). При этом первая группа –это преимущественно монополии со штаб-квартирами на северо-востоке страны (в Нью-Йорке, Бостоне, Филадельфии, Чикаго), вторая –с центрами управления в южных и западных штатах (в Хьюстоне, Лос-Анджелесе, Атланте и др.)[13].
В первую очередь усилиями «старых денег» были созданы и уже функционируют на протяжений десятилетий «мозговые центры» финансовой олигархии (нью-йоркский Совет по внешним сношениям, Институт Брукингса, исследовательские центры Гарварда, Принстона и других университетов). В последние годы эти центры разрабатывают более гибкие й изощрённые методы внешней политики США, чем центры, финансируемые монополиями военно-промышленного комплекса или «молодыми» ТНК.
Третья группа американского бизнеса – компании, оперирующие почти исключительно на внутреннем рынке, – наиболее пестра по своему составу. Она же й наиболее многочисленна. Здесь и крупные промышленные корпораций, хотя и уступающие по своей мощи транснациональным и ведущим военным Монополиям, тем не менее близкие к вершине монополистической Иерархии, и аморфные конгломераты, состоящие из промышленных компаний и предприятий сферы услуг, объединяемые лишь персоной владельца конгломерата. В эту группу входят и тысячи компаний средних размеров, миллионы фирм мелкого бизнеса (по некоторым оценкам, до 15 млн. фирм).
Нельзя не отметить, что у большинства предпринимателей этой группы, как у крупных, так й у мелких, сложилось весьма негативное отношение к крупнейшим монополистам, возглавляющим транснациональные корпорации. Свобода маневра транснациональных корпораций, прибыли, способность быстрее других приспосабливаться к меняющейся экономический конъюнктуре не могут не вызывать зависть у предпринимателей; ограниченных более тесными рамками национального рынка (для подавляющего же большинства бизнесменов этой группы рынок ограничен даже не штатом, а отдельным графством, районом города, просто кварталом).
Как справедливо отмечает советский исследователь Ю. Субоцкий, мелкие предприятия – это питательная среда частнопредпринимательской деятельности, они служат Своеобразным «социальным амортизатором» между рабочим классом и финансовой олигархией. К тому же наличие огромного числа обособленных и распыленных производственных ячеек затрудняет борьбу трудящихся за свои права, развитие профсоюзного движения, что вполне отвечает интересам господствующего класса в целом[14]. Мелкие и средние предприниматели, играя в своей совокупности все еще значительную роль в экономике страны, занимают видное место в социальной базе политических организаций. В частности, они составляют массовую основу правоконсервативных и праворадикальных движений[15].
* * *
Определяя специфические внешнеполитические интересы каждой из рассмотренных выше групп как производные от их места в экономической и социально-политической структуре США, можно выделить, как представляется, следующие положения.
Первая группа монополий самым непосредственным образом заинтересована для обеспечения большого объема военных заказов и соответствующих прибылей в поддержании значительной степени международной напряженности, военно-политического противостояния; сюда относится и наличие локальных и региональных вооруженных конфликтов, оправдывающих в глазах общественного мнения высокий уровень налогообложения и военных расходов.
Вторая группа монополий свой главный внешнеполитический интерес видит в обеспечении «благоприятного инвестиционного климата», т. е. условий, при которых можно осуществлять наиболее выгодным образом краткосрочные и долгосрочные заграничные капиталовложения, приносящие максимальную прибыль. Этого транснациональные монополии добиваются любыми путями, включая прямое и косвенное использование военной силы США, организацию совместно с ЦРУ и местной реакцией переворотов и т. п. Но при этом у них нет столь же ярко выраженной заинтересованности в постоянном поддержании международной напряженности, как у монополий, представляющих собой ядро военно-промышленного комплекса. Более того, затягивающиеся вооруженные конфликты в отдельных районах мира, потрясения, испытываемые в период обострения международных кризисных ситуаций валютно-финансовой системой капитализма, часто чреваты весьма значительными потерями для транснациональных монополий. Следует также отметить, что еще с середины 60-х годов все большее число транснациональных корпораций США стало проявлять значительный интерес к научно-техническому и торгово-экономическому сотрудничеству с СССР и другими странами социалистического содружества.
Внешнеполитические интересы компаний третьей группы выражены менее явно, чем у монополий военно-промышленного комплекса или у транснациональных корпораций. Соответственно их голос на протяжении большей части послевоенного периода был почти не слышен. Однако роль этой группы американского бизнеса проявляется довольно отчетливо в критические моменты для американской экономической, социальной и политической системы, как она проявлялась на пороге 70-х годов в связи с агрессией США во Вьетнаме или на пороге 70-х – 80-х годов.
Объективно активизации деятельности «внутреннего» бизнеса в вопросах внешней политики способствует качественно возросшая за последние 12–15 лет вовлеченность американской экономики в целом (не только в лице ТНК) в международные экономические отношения.
В начале 70-х годов взаимоотношения между тремя группами американского бизнеса носили наиболее конфликтный характер. Интересы большинства американской буржуазии вошли в противоречие с интересами относительно небольшой ее части, входящей в военно- промышленный комплекс. Сверхприбыли, извлекавшиеся в период всплеска военных расходов, пожиравших более 9% валового национального продукта страны и более 40% федерального бюджета, частично образовывались за счет уменьшения прибылей компаний, не занятых непосредственно в военном бизнесе. Для многих американских предпринимателей стало очевидным, что чрезмерные военные расходы служат одной из основных причин ухудшения экономической обстановки в США в целом. К примеру, председатель правления крупнейшего в мире частного банка «Бэнк оф Америка» (с огромным объемом заграничных операций) Л. Лэндборг на слушании в сенатской комиссии по иностранным делам объявил, что непомерные военные расходы – главный источник все более опасного инфляционного процесса[16].
Для большинства американских предпринимателей тогда стало ясным и то, что высокие военные расходы означают ослабление их конкурентных позиций по отношению к Западной Европе и Японии. Как подчеркивал в материалах специальных слушаний в подкомиссии Объединенной экономической комиссии конгресса бизнесмен Л. Томас из компании средних размеров «Вермонт-Америкен», «…станкостроительной промышленности Японии и Европы помогло то, что американские компании были не в состоянии одновременно удовлетворять наши потребности... Теперь японские и западногерманские станки и лучше, и дешевле. Это не предвещает ничего хорошего станкостроительной промышленности США»[17].
Подобное отношение к военно-промышленному комплексу было немаловажной причиной того, что на некоторое время его экономические, идеологические и политические позиции в США ослабли, правительство Соединенных Штатов пошло на некоторое абсолютное и относительное ограничение военных расходов, проявило реализм в вопросах внешней политики, примкнуло к политике разрядки между Востоком и Западом, начало которой положила инициатива Советского Союза[18]. Так, в частности, ежегодные расходы министерства обороны по заказам военной техники и различных видов снаряжения для вооруженных сил. у частных компаний снизились с 23,9 млрд. долл. в 1969 г. до 15,2 млрд. в 1974 г. (в текущих ценах)[19].
Существенными для военных монополий оказались потенциальные потери в результате заключения советско-американских договоренностей об ограничении стратегических вооружений. Один только Договор об ограничении противоракетной обороны обошелся этим монополиям до 100 млрд. долл., которые они могли бы получить в течение ряда лет, если бы в отсутствие этого договора американское правительство приняло решение о развертывании «плотной» системы ПРО. Доля совокупных военных расходов в валовом национальном продукте США к середине 70-х годов снизилась примерно до 5–5,2, а в федеральном бюджете – до 21–22%[20], что затрагивало самые кровные интересы военно-промышленного комплекса и его монополистического ядра.
Однако основные позиции военно-промышленного комплекса в этот период остались нетронутыми, что позволило его лидерам подготовить, а затем развернуть успешное контрнаступление за восстановление своего положения в американском обществе.
Во второй половине 70-х годов начинается новый этап увеличения военных расходов как в абсолютном, так и в относительном выражении. Так, военный бюджет администрации Дж. Картера на 1981 г. был представлен в сумме примерно 150 млрд. долл., сравнявшись тем самым (в пересчете на цены 1961 финансового года) с военным бюджетом США накануне эскалации агрессии во Вьетнаме[21]. Обозначился и рост военных расходов как доли ВНП и всего федерального бюджета (к середине 80-х годов он может дойти примерно до 6,5% ВНП, а возможно, и несколько выше)[22]. Эта тенденция была усилена администрацией Р. Рейгана, пятилетняя военная программа которой на 200 млрд. долл. превысила объявленные ранее планы администрации Дж. Картера.
Успех контрнаступления военно-промышленного комплекса во многом был обусловлен изменившимся подходом к разрядке, к международным отношениям и внешней политике двух других групп американских монополий.
Монополисты–лидеры американского транснационального бизнеса видели в политике разрядки либо временную и вынужденную меру, на которую Соединенные Штаты заставило пойти лишь такое экстраординарное событие, как их поражение во Вьетнаме, либо имели сугубо свое, упрощенное, недиалектическое представление о разрядке. Многие из этих монополистов и соответствующих государственных и политических деятелей связывали с разрядкой надежды на «перерождение» Советского Союза, на его отказ от идеологической борьбы, на раздел мира на сферы влияния между США и СССР. Именно под этим углом зрения многие монополисты данной группы смотрели в начале и середине 70-х годов на торгово-экономические и научно-технические связи с Советским Союзом, которые, конечно, представляли для конкретных компаний коммерческую ценность сами по себе.
Как известно, подобные необоснованные надежды были вскоре опрокинуты. Советский Союз отнюдь не отказался от идеологической борьбы, от активной поддержки национально-освободительного движения. Более того, в условиях разрядки усилились процессы объективных социальных перемен, усилились позиции социалистического содружества, национально-освободительного движения, а также развивающихся стран[23].
Американские транснациональные предприниматели встретили в штыки требования развивающихся стран об установлении «нового международного экономического порядка», участившуюся национализацию имущества ТНК в различных районах мира. И хотя заграничные инвестиции американских монополий и масштабы их внешнеторговых операций в 70-е годы, как отмечалось выше, продолжали расти (по некоторым параметрам даже более быстрыми темпами, чем в предыдущие периоды), в целом международная обстановка к началу 80-х годов интерпретировалась подавляющим большинством предпринимателей данной группы как неблагоприятная, требующая экстраординарных политических мер.
В частности, значительно ослабленными оказались позиции восьми ведущих транснациональных монополий (из которых пять американских) в общем объеме добычи нефти в капиталистическом мире (с 80% в 1963 г. до 30% в 1975 г.). Сократилась их доля и в реализации нефтепродуктов, хотя и в меньшей степени, чем в добыче нефти[24]. Приспосабливаясь к новым условиям, к требованиям развивающихся стран, транснациональные монополии пытаются сохранить свои позиции путем перемещения центра тяжести неоколониальной эксплуатации в «верхние этажи» производственного процесса и сферу реализации[25].
Событием, без преувеличения потрясшим транснациональные деловые круги в США, было свержение монархии в Иране в 1978 г. Независимо от неоднозначности этого события для последующего развития Ирана[26] можно констатировать, что по международным позициям американского империализма, в том числе по экономическим интересам американских ТНК, был нанесен сильный удар.
Новые власти Ирана отказались от ряда дорогостоящих шахских проектов, в которые уже были вложены капиталы ТНК (например, от многомиллиардного «Шахстан Пехлеви проджект» по реконструкции северной части Тегерана, где проживает элита иранского общества), от закупок самой современной военной техники на миллиарды долларов. Закрылись филиалы американских промышленных корпораций и банков. На Иран перед свержением монархии приходилось до 2% американского экспорта, причем многие поставки, особенно военной техники, осуществлялись по более высоким ценам, чем, скажем, американские поставки в Западную Европу[27]. Существенным было то, что закупки Ираном самой современной военной техники в США помогало закрывать «нефтяной счет» – огромный дефицит торгового баланса, образующийся вследствие импорта нефти Соединенными Штатами. Сумма претензий американских компаний в результате потерь их имущества, расторгнутых контрактов и т. п. составила более 8 млрд. долл. Даже если эту, безусловно завышенную сумму уменьшить вдвое, все равно потери монополий США выглядят весьма Внушительно. Учитывая характер всего объема деятельности американского капитала в Иране, можно считать, что здесь интересам монополий военно-промышленного комплекса и интересам транснациональных корпораций был нанесен удар примерно в равной степени, что способствовало еще большему совпадению взглядов монополистов обеих групп на складывающуюся международную обстановку.
Под воздействием целого комплекса международных и внутренних факторов (о некоторых из них речь пойдет дальше) к концу 70-х годов изменилось отношение многих ТНК к советско-американским торгово- экономическим и научно-техническим связям. Известную роль в этом, в частности, сыграло, как представляется, ускорившееся сближение на антисоветской основе США с КНР. Пекинские руководители пошли на беспрецедентные для КНР меры по привлечению ведущих американских корпораций (равно как японских и западноевропейских ТНК). В июле 1979 г. в Китае был принят закон о смешанных компаниях, в соответствии с которым иностранному капиталу предоставлялась возможность образовывать смешанные общества в обрабатывающей и добывающей промышленности с правом на владение преобладающей (более 50%) частью акционерного капитала; кроме того, иностранным инвесторам предоставлялись льготы в налогообложении и снабжении сырьем и материалами[28].
В конце 70-х годов в большом бизнесе США царила эйфория относительно перспектив его деятельности на китайском рынке, подогревавшаяся, разумеется, из Пекина. В КНР устремились почти те же американские компании, которые ранее рвались заключать контракты с советскими организациями. В начале 80-х эйфория сменилась отрезвлением и разочарованием, однако к этому времени уже оказались задавленными и многие ростки советско-американских экономических отношений. И даже для тех американских предпринимателей, которые не поддались на посулы Пекина и не пытались переориентироваться на Китай, политические условия, созданные внутри США противниками разрядки, не позволили приступить к реализации или развитию подготовленных ранее крупномасштабных проектов взаимовыгодного экономического сотрудничества с Советским Союзом.
В итоге оказалось, что советско-американская торговля и научно- техническое сотрудничество, успешно начавшие развиваться в начале 70-х годов, не получили своего логического развития, не достигли таких масштабов, чтобы стать существенным конструктивным фактором в подходе американских ТНК к центральным проблемам современных международных отношений. Так что в целом под воздействием совокупности перечисленный обстоятельств в конце 70-х–начале 80-х годов многие лидеры американского транснационального бизнеса снова стали склоняться в сторону доминирующей роли военной силы в инструментарии внешней политики Соединенных Штатов. Под сомнение была поставлена идея о возможности совмещения в отношениях с СССР экономического сотрудничества и идеологического соперничества. В этой сфере стала представляться неверной столь еще популярная несколькими годами ранее ставка на экономические, идеологические и политико-дипломатические методы в противоборстве с социалистическим содружеством и национально-освободительным движением. Отсюда поддержка большинством монополистов данной группы и обслуживающих их интересы политических деятелей мероприятий по новому наращиванию военной машины США, по возврату к политике более активного использования военной силы в международных отношениях, словом, тех мероприятий, которые в первую очередь стимулируются и проводятся в жизнь военно-промышленным комплексом.
Американская буржуазия, относящаяся к третьей категории, в 70-е – начале 80-х годов наиболее остро почувствовала ухудшение экономического положения в США, что вызывает в этой среде панические настроения. Одновременно для этой группы наиболее сложно усваиваемым оказался факт качественно возросшей зависимости Соединенных Штатов от внешнего мира: за последние 10–12 лет вдвое выросла доля внешней торговли в экономике США, скачкообразно увеличивались не только американские капиталовложения за рубежом, но и иностранные инвестиции в США, резко возросла потребность в импортном сырье и т. п.
Наиболее остро «внутренний» бизнес реагировал, в частности, на вторжение на американские рынки товаров из Японии, Тайваня, Южной Кореи, Гонконга, Сингапура, западноевропейских стран, вытесняющих в первую очередь продукцию мелких и средних фирм, для которых– поскольку они не имеют выхода на международные рынки – это часто оборачивается катастрофой. Подобным же образом многие компании данной категории относятся и к бурному росту в последние годы иностранных капиталовложений в США (происходит все более широкомасштабное внедрение японских и западноевропейских капиталов в банковскую систему, интенсивная скупка земель и недвижимости арабскими шейхами и бизнесменами из нефтедобывающих стран и т. п.). Эти явления, в значительной мере естественные в глазах транснациональных монополистов, особенно владельцев «старых денег» с Северо- Востока, уже на протяжении нескольких поколений осуществляющих выгодное взаимодействие с западноевропейскими банками, совсем по- иному оценивается «внутренним» американским бизнесом. Десятки тысяч мелких местных банкиров где-нибудь в глубинке Соединенных Штатов, огражденные до известных пределов от прямого поглощения американскими гигантами банковского дела специальным законодательством, запрещающим им пересекать границы штатов, оказываются беспомощными перед лицом иностранных «Барклайз бэнк», «Токио бэнк», «Креди Лионэ» и др., на которых это законодательство не распространяется.
Особую роль в формировании внешнеполитических взглядов этой категории буржуазии сыграли два энергетических кризиса (1973– 1974 и 1979 гг.), скачкообразный рост цен на импортную нефть при сохраняющейся значительной зависимости США от импорта нефти (в 70-е годы произошел более чем 20-кратный рост в текущих ценах стоимости импорта нефти, который составил к началу 80-х годов более 60 млрд. долл.)[29].
Если транснациональные монополии в условиях многократного повышения цен на нефть и создания ее дефицита на мировых рынках получили наряду со странами – членами ОПЕК дополнительные огромные прибыли, то большинство американских компаний, оперирующих на внутреннем рынке, от этого только пострадало. (По оценке Брукингского института, совокупные потери американской экономики от резкого повышения цен на импортную нефть уже к середине 70-х годов составили более 100 млрд. долл.).
Энергетический кризис в США, действия стран–экспортеров нефти – весьма важные факторы обострения националистических настроений в массе американской крупной, а также мелкой и средней буржуазии. Причем под воздействием органов массовой информации многие американские предприниматели уверовали в то, что главным виновником – если не прямым, то косвенным – столь «неуважительного» отношения ОПЕК к Соединенным - Штатам и их союзникам является-де Советский Союз. Это аргументируют тем, что состояние стратегического паритета между СССР и США не позволяет Соединенным Штатам применять против «распоясавшихся» нефтедобывающих стран военную силу.
Значительную лепту в стимулирование подобных взглядов внесли не только монополии военно-промышленного комплекса, но и нефтяные транснациональные корпорации, стремившиеся отвлечь общественное внимание от своей неблаговидной роли в кризисных энергетических ситуациях. Перекладывая вину за обострение энергетической проблемы США на страны ОПЕК и стоящий-де за их спиной Советский Союз, американские нефтяные компании не только сумели почти полностью изъять из повестки дня в общественной дискуссии по энергетическим вопросам идею о национализации главных компонентов энергетической промышленности, но и добились большего: а именно такого общественно-политического климата в правящем классе в целом, в условиях которого администрацией Р. Рейгана были предложены меры по ослаблению регулирующей роли государства в энергетической сфере, введенные ранее администрацией Дж. Картера.
К всплеску шовинизма в многочисленной среде немонополистической буржуазии привел захват иранскими студентами заложников в посольстве США в Тегеране в ноябре 1979 г. Чувство ущемленного национального самолюбия, национального унижения охватило в этот период десятки миллионов американцев не только из буржуазии, но и из других слоев американского общества. Американский обыватель не пытался разобраться в неприглядной для США предыстории вопроса; все свое негодование он обрушил на голову нового иранского режима, а также в значительной мере и на Москву, которая-де, по уверениям ряда органов массовой информации, «подстрекала иранцев» к подобным акциям. Захват иранцами заложников как бы катализировал все отмеченные выше тенденции в настроениях и взглядах различных групп американской буржуазии, сведя в значительной мере на нет сдерживающий, конструктивный компонент «вьетнамского синдрома», чего и добивались правые, милитаристские силы.
Соответствующим образом были обыграны американской пропагандой и события в Афганистане 1979 г. Помощь Советского Союза ДРА интерпретировалась большинством буржуазных органов массовой информации как шаг, будто бы направленный на выход к Персидскому заливу в целях установления контроля над главными запасами нефти «свободного мира», что, разумеется, не имеет ничего общего с интернационалистской акцией СССР.
* * *
Сказанное выше помогает лучше понять истоки и причины поворота вправо внешней политики администрации Дж. Картера и еще большую милитаризацию внешнеполитического курса США, проводимую администрацией Р. Рейгана. У различных групп американской буржуазии за последние два-три года наблюдается большее совпадение интересов и взглядов на международные отношения, чем это было в предшествующий период. И это совпадение взглядов имеет явно правый, милитаристский характер.
Некоторые американские политические деятели и ученые говорят о восстановлении «консенсуса» (общности взглядов) правящей элиты в духе «холодной войны» относительно целей, средств и методов внешней политики Соединенных Штатов, того «консенсуса», который потерпел эрозию в результате поражения США во Вьетнаме и страха перед угрозой уничтожения в мировой ядерной войне. Подобная параллель с периодом «холодной войны» на первый взгляд небезосновательна, однако в целом она не может служить единственно точной оценкой современного положения дел. На международной арене и внутри страны существуют ныне иные объективные реальности. Не прошел бесследно для многих американцев и позитивный опыт тех давних лет, когда советско-американские отношения развивались во многом конструктивно. Наиболее дальновидные представители правящей элиты США (солидаризируясь в этом со многими западноевропейскими политическими деятелями), несмотря на свое разочарование многими элементами разрядки в том виде, как она развивалась в 70-е годы, не видят принципиально иного пути для избежания прямой конфронтации с Советским Союзом.
Журнал: «США: экономика, политика, идеология», № 10, 1981. С. 3–14.
[1] Обозначенный выше принцип можно применить и к другим группам компаний — группам, достаточно крупным и обладающим специфическими внешнеэкономическими и внешнеполитическими интересами. В частности, это относится к энергетическим монополиям, занимающим все более важное место в иерархии американского капитала, или к компаниям агробизнеса. Однако на данном этапе работы над этой темой представляется возможным ограничиться приведенной выше классификацией. Более дробную и многомерную классификацию предполагается представить в последующих работах по данной тематике. Предлагаемое в этой статье деление американского бизнеса на три группы рассматривается автором как своего рода дополнение к исследованию региональных монополистических группировок США, которое было проведено ранее В. С. Зориным.
[2] Среди главных подрядчиков министерства обороны США многие крупнейшие транснациональные монополии, входящие в первые три десятка сверхгигантов (включая «Дженерал моторе», «Америкен телефон энд телеграф», ИБМ. и др.), у которых доля военной продукции невысока — всего несколько процентов (у некоторых —до 20%). Они не входят в ядро военно-промышленного комплекса, их функции в современной экономической и политической системе США шире и многообразнее, но и в подходе данных монополий к внешней политике определенная заинтересованность в военных заказах подчас играет немаловажную роль.
[3] S. Melman. Barriers to Conversion from Military to Givilian Industri in Market, Planned and Development Economics. N. Y., 1980, p. 19.
[4] Б.Д.Пядышев. Военно-промышленный комплекс США. М., 1974, стр. 102–103.
[5] «Мировая экономика и международные отношения», № 12, 1978, стр. 14.
[6] «Defence/Space Business Daily», October 13, 1977, p. 1.
[7] В.В.Жарков. «Клуб 200». М., 1974, стр. 30–39.
[8] «Forbes», June 25, 1979, pp. 56, 58, 60, 62.
[9] «Statistical Abstract of the United States». Wash., 1966, p. 847; 1970, p. 766; 1979, p. 851.
[10] «Monthly Review», April 1980, pp. 10, 9.
[11] «Fortune», June 4, 1979.
[12] «Export Police». Hearing before the Subcommittee on International Finance of the Committee on Banking, Housing and Urban Affairs. US Senate, 1979, p. 381.
[13] См. В.С.Зорин. Доллары и политика Вашингтона. М., 1964; его же. Монополии и Вашингтон. «США – экономика, политика, идеология», №№ 7–8, 1978.
[14] Ю.Субоцкий. Мелкие предприятия в промышленности США. «Мировая экономика и международные отношения», № 1, 1980, стр. 71.
[15] См. «Современное политическое сознание в США». Отв. ред. Ю.А.Замошкин, Э.Я.Баталов. М., 1980, стр. 123–251.
[16] «Impact of War in South-East Asia on the US Economy». Hearings before the Committee on Foreign Relation. US Senate, part 1. Wash., 1970, p. 33.
[17] «Changing National Priorities». Hearings before the Subcommittee on Economy in Government of the Joint Economic Committee. Congress of the United States part 2 Wash., 1970, p. 68.
[18] См. подробнее В. В. Журкин. США и международно-политические кризисы. М. 1975.
[19] «Мировая экономика и международные отношения», 1979, № 9, стр. 46.
[20] Например, Report of Secretary of Defense James R. Schlesinger to the Congress on FG 1976 and Transition Budgets, FG 1977. Authorization, Request and FY 1976–1980 Defense Programs. February 5, 1975, pp. 1–23.
[21] «США – экономика, политика, идеология», № 11, 1980, стр. 30.
[22] Г.Е.Скоров. Экономика США на пороге 80-х годов, «США – экономика, политика, идеология». № 10, 1980, стр. 25.
[23] Советский историк А.О.Чубурьян писал относительно этого периода, ссылаясь в качестве примера на события в Анголе: «Вспомним 1976 год, когда происходили известные события в Анголе. Тогда СССР выступил в поддержку МПЛА, выражавшей интересы подавляющего большинства ангольского народа. Это был период интенсивного развития процесса разрядки в советско-американских отношениях. И кое-кто в США решил, что можно, учитывая заинтересованность СССР в разрядке, попытаться принудить его отказаться от активной помощи ангольскому народу, борющемуся за независимость. Но это был для нашей страны вопрос принципиальный, он касался стратегических направлений политики СССР, проникнутых интернационалистскими целями. И. претензии американской стороны были естественно отклонены» (А.О.Чубарьян. Внешняя политика СССР между XXV и XXVI съездами КПСС. «История СССР», № 3, 1981, стр. 28).
[24] Transnational Corporations and the Industrialization of Developing Countries, Doc. UNIDO. ID/CONF. 4/14. Vienna, 1979, p. 8.
[25] См. А.В.Березной. ТНК: контроль над рынками развивающихся стран. «США – экономика, политика, идеология». № 5, 1981, стр. 31.
[26] А.Е.Бовин, например, писал о негативных тенденциях во внутренней и внешней политике религиозных лидеров Ирана, отмечая их гонения на левые силы и поддержку, оказываемую афганским контрреволюционерам: «…разжигание религиозного фанатизма, антикоммунистическая истерия, стремление в ложном свете представить политику и намерения дружественной страны не принесут пользы иранскому народу». А.Е.Бовин. Мир семидесятых. М., 1980, стр. 292–293.
[27] «Economist». January 6, 1979, p. 52.
[28] «США – экономика, политика, идеология», № 12, 1979, стр. 69.
[29] «Oil and Gas Journal», November 12, 1979, p. 112.
Статьи
Статьи в журналах
Информация о цитировании статьи получена из внешних систем 2016 Security-Development Nexus in Strategic Planning in the Russian Federation: From Goal-Setting to Forecasting Kokoshin A.A., Bartenev V.I. в журнале Studies on Russian Economic Development, издательство Maik Nauka/Interperiodica Publishing (Russian Federation), том 27, № 1, с. 5-12 DOI
2015 Блицкриг и структура революции в военном деле Кокошин А.А. в журнале Клио, издательство Полторак (СПб.), № 12, с. 96-109
2015 Влияние новейших тенденций в развитии технологий и средств вооруженной борьбы на военное искусство Кокошин А.А., Балуевский Ю.Н., Потапов В.Я. в журнале Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика, издательство Изд-во Моск. ун-та (М.), том 7, № 4, с. 3-22
2015 Влияние ядерного фактора на развитие отечественной военной мысли Кокошин А.А., Балуевский Ю.Н., Потапов В.Я. в журнале Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика, издательство Изд-во Моск. ун-та (М.), том 7, № 3, с. 3-22 Информация о цитировании статьи получена из внешних систем
2015 Война и военное искусство: политологическое и социологическое измерения Кокошин А. в журнале Социологические исследования, издательство Наука (М.), № 3, с. 97-106 Информация о цитировании статьи получена из внешних систем
2015 Карибский кризис 1962 г. и его уроки Кокошин А.А. в журнале Voprosy istorii (Moscow, Russia : 1945), издательство Izd-vo "Pravda" (Moskva, Russia (Federation)), № 9, с. 3-16
2015 Национальные интересы, реальный суверенитет и национальная безопасность Кокошин А.А. в журнале Вопросы философии, издательство Академиздатцентр "Наука" (Москва), № 10, с. 5-19
2015 Подготовка революции в военном деле в условиях бюджетных ограничений: новые инициативы Министерства обороны США Кокошин А.А., Бартенев В.И., Веселов В.А. в журнале США И КАНАДА: ЭКОНОМИКА, ПОЛИТИКА, КУЛЬТУРА, издательство Наука (М.), № 11, с. 3-22
2015 Проблемы взаимозависимости безопасности и развития в стратегическом планировании в Российской Федерации: от целеполагания к прогнозированию Кокошин А.А., Бартенев В.И. в журнале Проблемы прогнозирования, № 6, с. 6-17
2015 Стратегическая стабильность: научно-технические, военные и политические аспекты Кокошин А.А. в журнале Вестник Российской академии наук (ранее: Вестник Академии наук СССР), издательство Наука: МАИК "Наука/Интерпериодика" (М.), том 85, № 11, с. 963-970 DOI
2014 How Friedrich Engels’ Predictions for World War I Came True Кокошин А.А. в журнале National Interest, издательство National Affairs, Inc. (United States) Информация о цитировании статьи получена из внешних систем
2014 Strategic Nuclear and Nonnuclear Deterrence: Modern Priorities Kokoshin A.A. в журнале Herald of the Russian Academy of Sciences, издательство M A I K Nauka - Interperiodica (Russian Federation), том 84, № 3, с. 195-205 DOI
2014 Взаимодействие политики и военной стратегии: теоретические и прикладные вопросы Кокошин А.А. в журнале Вопросы философии, издательство Академиздатцентр "Наука" (Москва), № 10, с. 3-13
2014 Исторические корни блицкрига Кокошин А.А. в журнале Вопросы истории, № 5, с. 3-29
2014 К прогнозированию отношений КНР и США Кокошин А.А. в журнале Проблемы прогнозирования, том 147, № 6, с. 71-78
2014 Некоторые макроструктурные изменения в системе мировой политики. тенденции на 2020-2030-е годы Кокошин А.А. в журнале Полис. Политические исследования, издательство Прогресс (М.), № 4, с. 38-62
2014 Обеспечение реального суверенитета России в современном мире Кокошин А.А. в журнале Вестник Российской академии наук (ранее: Вестник Академии наук СССР), издательство Наука: МАИК "Наука/Интерпериодика" (М.), том 84, № 12, с. 1090-1097 DOI
2014 Разведывательная и разведывательно-диверсионная деятельность нацистской Германии перед нападением на СССР Кокошин А.А. в журнале Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика, издательство Изд-во Моск. ун-та (М.), № 4, с. 113-139
2014 Стратегическое ядерное и неядерное сдерживание: приоритеты современной эпохи Кокошин А.А. в журнале Вестник Российской академии наук (ранее: Вестник Академии наук СССР), издательство Наука: МАИК "Наука/Интерпериодика" (М.), том 84, № 3, с. 195-205 Доступен полный текст статьи
2014 Умение "заглянуть за горизонт" Кокошин А.А. в журнале Независимое военное обозрение
2013 Об астероидно-кометной угрозе Земле и мерах по нейтрализации этой угрозы Кокошин А.А., Есин В.И., Зеленый Л.М. в журнале Международная жизнь, № 4, с. 86-95
2011 Арктика - освоение "территории диалога". Вступительное слово главного редактора, декана факультета мировой политики академика РАН А.А. КОКОШИНА Кокошин А.А. в журнале Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика, издательство Изд-во Моск. ун-та (М.), № 2, с. 4-21
2011 О ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ВОЛОГОДСКОГО ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ РАН Кокошин А.А. в журнале Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, том 15, № 3, с. 162-164
2011 ПАМЯТИ ВИКТОРА НИКИТОВИЧА МИХАЙЛОВА Аврорин Е.Н., Адамов Е.О., Волошин Н.П., Илькаев Р.И., Кокошин А.А., Незнамов В.П., Перцев С.Ф., Румянцев А.Ю., Рыкованов Г.Н., Рябев Л.Д. в журнале Успехи физических наук, издательство Наука (М.), том 181, № 12, с. 1369-1370
2011 РЕЦЕНЗИЯ НА КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД УЧЕНЫХ РАН «НЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ГРАНИ ЭКОНОМИКИ: НЕПОЗНАННОЕ ВЗАИМОВЛИЯНИЕ» Кокошин А.А. в журнале Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование, № 2, с. 53 Информация о цитировании статьи получена из внешних систем
2010 Notes on the Creation of an "Innovative Russian Army" Kokoshin A.A. в журнале Russian Politics and Law, издательство M.E. Sharpe Inc. (United States), том 48, № 3, с. 35-43
2009 Вступительное слово главного редактора - декана факультета мировой политики МГУ имени М.В.Ломоносова академика РАН А.А.Кокошина Кокошин А.А. в журнале Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика, издательство Изд-во Моск. ун-та (М.), № 1, с. 4-8
2009 Заметки о создании "Российской инновационной армии" Кокошин А.А. в журнале Полис. Политические исследования, издательство Прогресс (М.), № 1, с. 29-36
2009 Революция в военном деле и проблемы создания современных вооруженных сил России Кокошин А.А. в журнале Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика, издательство Изд-во Моск. ун-та (М.), № 1, с. 46-62
2008 Место под солнцем. О консерватизме, патриотизме и конкурентоспособности Кокошин А.А. в журнале Стратегия России, издательство Единство во имя России (М.), № 6, с. 11-24
2008 ПОЗДРАВЛЕНИЯ МОСКОВСКОМУ КОМИТЕТУ ПО НАУКЕ И ТЕХНОЛОГИЯМ - 60 ЛЕТ Кокошин А., Панина Е., Шохин А. в журнале Русский инженер, № 20, с. 2-4
2008 РОССИЯ В ФОРМИРОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОРУЖИЯ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ Балуев Д.Г., Кокошин А.А., Богатуров А.Д. в журнале Институт проблем международной безопасности РАН
2008 СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. АВТОРИТЕТНЫЕ МНЕНИЯ Биленкина И.П., Цыб С.А., Младенцев А.Л., Иващенко А.А., Гинцбург А.Л., Дмитриев В.А., Назаренко П.В., Кокошин А.А., Колесников С.И., Иванова Е.Б., Быков В.А. в журнале Жизнь без опасностей. Здоровье. Профилактика. Долголетие, № 3, с. 12-22
2007 «АСИММЕТРИЧНЫЙ ОТВЕТ» НА «СТРАТЕГИЧЕСКУЮ ОБОРОННУЮ ИНИЦИАТИВУ» КАК ПРИМЕР СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СФЕРЕ НА-ЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Кокошин А.А. в журнале Международная жизнь, № 7, с. 29
2007 ВЫСОКОЭФФЕКТИВНАЯ ЭКОНОМИКА БЕЗ «ДОЛИНЫ СМЕРТИ» - ЦЕЛЬ ПРОЕКТА «ФАБРИКА МЫСЛИ» Кокошин А.А. в журнале Инновации, № 12, с. 14-15
2007 О ПРОЕКТЕ "ФАБРИКА МЫСЛИ" ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Кокошин А.А. в журнале Наноиндустрия, № 5, с. 19 Информация о цитировании статьи получена из внешних систем
2006 A NUCLEAR RESPONSE TO NUCLEAR TERROR: REF LECTIONS OF NUCLEAR PREEMPTION Кокошин А.А. в журнале Annals of the American Academy of Political and Social Science, издательство SAGE Publications (United States), том 607, № 1, с. 59-63
2003 Russia's Role in Nonproliferation: Obstacles and Opportunities Кокошин А.А. в журнале National Interest, издательство National Affairs, Inc. (United States), том 2, № 18
2003 «СТРАТЕГИЯ НЕПРЕРЫВНОГО УСПЕХА» Кокошин А.А. в журнале Международные процессы, № 3, с. 117-120
2002 THE NEW CONTAINMENT: AN ALLIANCE AGAINST NUCLEAR TERRORISM Allison G., Kokoshin A. в журнале National Interest, издательство National Affairs, Inc. (United States), № 69, с. 35-43
2002 МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ: РОССИЯ В ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ Журкин В.В., Кокошин А.А., Носов М.Г., Рогов С.М., Шмелев Н.П. в журнале Современная Европа, издательство Ин-т Европы РАН (М.), № 1, с. 5-21
2002 О системе стратегического управления в КНР Кокошин А.А. в журнале Вестник аналитики, № 3
2002 РОССИЯ — сверхдержава, великая или региональная держава? Кокошин А.А. в журнале Международная жизнь, № 9-10
2002 Разведка в политике национальной безопасности Кокошин А.А. в журнале Вестник аналитики, № 2
2000 Российская экономика в XXI веке Кокошин А.А. в журнале Международная жизнь, № 3
2000 У РОССИИ СВОЯ ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Кокошин А.А. в журнале Человек и труд, издательство [б.и.] (М.), № 2, с. 22 Информация о цитировании статьи получена из внешних систем
1999 Ядерное сдерживание и национальная безопасность России Кокошин А.А. в журнале Вестник Российской академии наук (ранее: Вестник Академии наук СССР), издательство Наука: МАИК "Наука/Интерпериодика" (М.), том 69, № 10, с. 893-899
1999 Ядерное сдерживание и национальная безопасность России Кокошин А.А. в журнале Наука в России, № 6
1999 Ядерное сдерживание и национальная безопасность России Кокошин А.А. в журнале Мировая экономика и международные отношения, № 7 Информация о цитировании статьи получена из внешних систем
1998 [BOOK REVIEW] SOVIET STRATEGIC THOUGHT, 1917-91 Кокошин А.А. в журнале Slavic Review, издательство American Association for the Advancement of Slavic Studies (United States), том 57, № 4, с. 923-924
1995 An Overview of Strategic Interests of India and Russia After the End of Cold War Кокошин А.А. в журнале Journal of United Service Institution of India
1995 АРМИЯ И ПОЛИТИКА: СОВЕТСКАЯ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ВОЕННО-СТРАТЕГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ, 1918-1991 ГОДЫ Кокошин А.А. в журнале МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)
1995 ЦЕНТР ИНТЕРЕСОВ РОССИИ В ЕВРОПЕ, НО ОНИ И В АЗИИ Кокошин А.А. в журнале Международная жизнь, № 2, с. 43
1995 ЯДЕРНЫЙ ЩИТ СТРАНЫ Кокошин А.А. в журнале Армейский сборник, № 7, с. 3
1991 Эволюция фразеологии победы в советской военной мысли Кокошин А.А., Сергеев В.М. в журнале Век ХХ и мир, № 12
1990 A study of international negotiations: new approaches Kokoshin A.A., Kremeniuk V.A., Sergeev V. в журнале Social Sciences. A Journal of the Russian Academy of Sciences, том 21, № 1, с. 163-176
1990 The new Soviet military doctrine: political, strategic, and economic dimensions Kokoshin A.A. в журнале Mediterranean Quarterly, издательство Duke University Press (United States), том 1, № 1, с. 37-49
1990 Бисмарк и Мольтке Кокошин А.А. в журнале Международная жизнь, № 7
1990 Военная доктрина на службе мира Кокошин А.А. в журнале Коммунист, № 15
1990 Предвидение (Генерал Свечин об эволюции военного искусства) Кокошин А.А., Лобов В.Н. в журнале Знамя, издательство Правда (М.), № 2, с. 170-182
1989 К вопросу о внезапности Кокошин А.А. в журнале Военная мысль, № 1, с. 62-68
1988 А.А.Свечин. О войне и политике Кокошин А.А. в журнале Международная жизнь, № 10, с. 133-142
1988 Вопросы исследования международных переговоров Кокошин А.А., Кременюк В., Сергеев В. в журнале Мировая экономика и международные отношения, № 10
1988 Противостояние сил общего назначения в контексте обеспечения стратегической стабильности Кокошин А.А., Ларионов В.В. в журнале Мировая экономика и международные отношения, № 6
1988 Сокращение ядерных вооружений и стратегическая стабильность Кокошин А.А. в журнале США: экономика, политика, идеология, № 2
1988 Уроки судеб великих держав Кокошин А.А., Долгополова Н.А. в журнале Коммунист, № 2
1987 Асимметричный ответ (возможные меры противодействия СОИ) Кокошин А.А., Васильева А.А., Герасев М.И. в журнале США: экономика, политика, идеология, № 2
1987 Курская битва в свете современной оборонительной доктрины Кокошин А.А., Ларионов В. в журнале Мировая экономика и международные отношения, № 8
1987 Стабильность и перемены в международных отношениях Кокошин А.А. в журнале США: экономика, политика, идеология, № 7
1987 Ядерное оружие и стратегическая стабильность (статья первая) Кокошин А.А., Арбатов А.Г., Васильев А.А. в журнале США: экономика, политика, идеология, № 9
1987 Ядерное оружие и стратегическая стабильность (статья вторая) Кокошин А.А., Арбатов А.Г., Васильев А.А. в журнале США: экономика, политика, идеология, № 10
1986 «План Роджерса» и безопасность в Европе Кокошин А.А. в журнале Strategic Review
1985 «План Роджерса», альтернативные концепции обороны и безопасности в Европе Кокошин А.А. в журнале США И КАНАДА: ЭКОНОМИКА, ПОЛИТИКА, КУЛЬТУРА, издательство Наука (М.), № 3
1985 Ядерное оружие и дилеммы международной и национальной безопасности Кокошин А.А., Велихов Е.П. в журнале Мировая экономика и международные отношения, № 4 Информация о цитировании статьи получена из внешних систем
1984 Die Abschreckungsdoktrin der USA und der sowjetische Standpunkt zur Verhinderung eines Nuklearkrieges Kokoshin A.A., Wassiljew A. в журнале IPW Berichte, № 10, с. 1-7
1983 Дебаты в США вокруг планов создания космической противоракетной системы Кокошин А.А. в журнале США И КАНАДА: ЭКОНОМИКА, ПОЛИТИКА, КУЛЬТУРА, издательство Наука (М.), № 11
1983 Типы противоречий и разногласий на верхнем уровне исполнительной власти (в сфере "национальной безопасности") Кокошин А.А. в журнале США: экономика, политика, идеология, том 159, № 3 Доступен полный текст статьи
1980 "Новый континентализм" как вариант внешнеполитической доктрины США на 80-е годы Кокошин А.А. в журнале США: экономика, политика, идеология, № 10 Доступен полный текст статьи
1980 Внутренние причины перемен во внешней политике Кокошин А.А. в журнале США: экономика, политика, идеология, № 7 Доступен полный текст статьи
1980 Проблемы государственного аппарата Кокошин А.А. в журнале США И КАНАДА: ЭКОНОМИКА, ПОЛИТИКА, КУЛЬТУРА, издательство Наука (М.), № 2
1978 Тенденции развития тихоокеанского региона и политика США Кокошин А.А., Булай И.Б. в журнале США И КАНАДА: ЭКОНОМИКА, ПОЛИТИКА, КУЛЬТУРА, издательство Наука (М.), № 4, с. 16-26
1977 Взаимозависимость: реальность, концепции и политика Кокошин А.А. в журнале США И КАНАДА: ЭКОНОМИКА, ПОЛИТИКА, КУЛЬТУРА, издательство Наука (М.), № 1
1977 Эволюция новейших американских концепций развития международных отношений Кокошин А.А. в журнале Вопросы истории, № 11
1976 США и международные отношения в последней четверти ХХ века Кокошин А.А. в журнале США И КАНАДА: ЭКОНОМИКА, ПОЛИТИКА, КУЛЬТУРА, издательство Наука (М.)
Статьи в сборниках
2013 Культура и национально-цивилизационная идентичность современной великой державы [Доклад на IX Международных Лихачевских научных чтениях "Диалог культур и цивилизаций в глобальном мире", 24-25 мая 2007 г Кокошин А.А. в сборнике Лекции и доклады членов Российской академии наук в СПбГУП (1993-2013): в 3 т. / сост., науч. ред. А.С. Запесоцкий, место издания СПбГУП Санкт-Петербург, том 3, с. 361-364
2013 О "бренде" России в "диалоге культур" в эпоху постмодерна [Доклад на IX Международных Лихачевских научных чтения "Диалог культур и партнерство цивилизаций", 14-15 мая 2009 г Кокошин А.А. в сборнике Лекции и доклады членов Российской академии наук в СПбГУП (1993-2013): в 3 т. / сост., науч. ред. А.С. Запесоцкий, место издания СПбГУП Санкт-Петербург, том 3, с. 364-369
2013 Опыт взаимодействия гуманитарного, естественно-научного и инженерного знания в исследовании проблем стратегической стабильности в мировой политике [На примере отработки стратегии "асимметричного ответа" на СОИ Президента США Р.Рейгана Кокошин А.А. в сборнике Лекции и доклады членов Российской академии наук в СПбГУП (1993-2013): в 3 т. / сост., науч. ред. А.С. Запесоцкий, место издания СПбГУП Санкт-Петербург, том 1, с. 447-461
2003 The New Containment: An Alliance Against Nuclear Terrorism Кокошин А.А. в сборнике First to Arrive: State and Local Responses to Terrorism
2002 Феномен глобализации и интересы национальной безопасности России Кокошин А.А. в сборнике «Внешняя политика и безопасность современной России». 1991-2002, место издания РОССПЭН Москва, том 1
1998 О предмете военной доктрины. Дебаты 1920-х «О единой военной доктрине» и их некоторые уроки Кокошин А.А. в сборнике Путь к современной армии. Сборник «Военная реформа», место издания Москва, том 2, с. 53-68
1977 Долгосрочные тенденции социально-экономического и политического развития Тихоокеанского региона и политика США Кокошин А.А. в сборнике Статья в научно-информац. бюллетене Института США АН СССР, том 16 Книги
2015 «О соотношении компонентов военного искусства в контексте трансформации мирополитической системы и технологических изменений» Кокошин А.А., Балуевский Ю.Н., Потапов В.Я. место издания Издательство УРСС Москва, ISBN 978–5–9710–3032–4, 104 с.
2015 На пути к революции в военном деле XXI века: новые инициативы США Кокошин А.А., Бартенев В.И., Веселов В.А. место издания Издательство УРСС Москва
2015 Нацистская Германия против Советского Союза: планирование войны / Под общ. ред. В.А. Золотарева Золотарев В.А., Кикнадзе В.Г., Кокошин А.А., Лавренов С.Я., Полторак С.Н., Соколов А.М. место издания Кучково поле Москва, ISBN 978-5-9950-0612-1, 320 с.
2015 Современные войны и военное искусство: некоторые социологические и политологические аспекты Кокошин А.А., Веселов В.А., Лисс А.В., Фисенко И.С. место издания Издательская группа URSS Москва, ISBN ISBN 978-5-9710-2883-3, 160 с.
2015 Стратегическое ядерное и неядерное сдерживание в обеспечении национальной безопасности России Кокошин А.А. место издания Издательская группа URSS, 128 с.
2014 Макроструктурные изменения в системе мировой политики до 2030 года: Кокошин А.А., Панов А.Н. место издания Издательство УРСС Москва, ISBN 978-5-396-00621-8, 336 с.
2014 Макроструктурные изменения в системе мировой политики до 2030 года: Кокошин А.А., Панов А.Н. место издания Издательство УРСС Москва, ISBN 978-5-396-00621-8, 336 с.
2014 Методологические проблемы прогнозирования в интересах национальной безопасности России Кокошин А.А. место издания Институт востоковедения РАН Москва, ISBN 978-5-89282-601-3, 98 с.
2013 Выдающийся отечественный военный теоретик и военачальник Александр Андреевич Свечин. О его жизни, идеях, трудах и наследии для настоящего и будущего Кокошин А.А. место издания Издательство Московского университета Москва, ISBN 978-5-211-06488-1, 408 с.
2013 Долгосрочные изменения в системе мировой политики и интересы России в свете Санкт-Петербургского саммита "Группы двадцати": Аналитический доклад Рабочей группы под руководством академика РАН, 6-го секретаря Совета безопасности РФ А.А.Кокошина Кокошин А.А., Торкунов А.В., Аносова Л.А., Балуевский Ю.Н., Бартенев В.И., Громыко А.А., Макаров В.Л., Меламед И.И., Минченко Е.Н., Наумкин В.В., Осипов Г.В., Панов А.Н., Потапов В.Я., Сидоров А.А. место издания ЛЕНАНД Москва, ISBN 978-5-9710-0627-5, 48 с.
2013 Политико-военные и военно-стратегические проблемы национальной безопасности России и международной безопасности Кокошин А.А. место издания Издательская группа URSS Москва, ISBN 978-5-7598-1068-1, 268 с.
2012 Reflections on the Cuban Missile Crisis in the Context of Strategic Stability Kokoshin A.A. место издания Harvard Kennedy School: Belfer Center for Science and International Affairs Cambridge, MA, 20 с.
2012 Вопросы долгосрочного развития Восточной Сибири и российского Дальнего Востока в контексте глобальной политической и экономической динамики Кокошин А.А. место издания ЛЕНАНД Москва, ISBN 978-5-9710-0471-4, 48 с.
2012 О системе неядерного (предъядерного) сдерживания в оборонной политике России Кокошин А.А. место издания Издательство Московского университета Москва, ISBN 978-5-211-06498-0, 32 с.
2012 Размышления о Карибском кризисе в контексте проблемы стратегической стабильности Кокошин А.А. место издания ЛЕНАНД Москва, ISBN 978-5-9710-0510-0, 32 с.
2011 Ensuring Strategic Stability in the Past and Present: Theoretical and Applied Questions Kokoshin A.A. место издания Harvard Kennedy School: Belfer Center for Science and International Affairs Cambridge, MA, 71 с.
2011 Проблемы обеспечения стратегической стабильности: теоретические и прикладные вопросы. Изд.2, перераб. и сущ. доп Кокошин А.А. место издания Издательская группа URSS Москва, ISBN 978-5-354-01378-4, 464 с.
2010 Введение к изучению творчества и жизни выдающегося отечественного военного деятеля Александра Андреевича Свечина Кокошин А.А. место издания Ленанд Москва, ISBN 978-5-9710-0323-6, 82 с.
2010 Политика как общественный феномен: Формы и виды политики, ее акторы, взаимоотношения с идеологией, военной стратегией и разведкой. Изд. 3-е, испр. и доп Кокошин А.А. место издания Книжный дом «ЛИБРОКОМ» Москва, ISBN 978-5-397-01442-7, 223 с.
2009 К новой редакции Военной доктрины Российской Федерации Кокошин А.А., Потапов В.Я., Балуевский Ю.Н., Савельев А.Г. место издания УРСС Москва, ISBN 978-5-354-01200-8
2009 Обеспечение стратегическое стабильности в прошлом и настоящем Кокошин А.А. место издания Красанд
2009 Технократия, технократы и неотехнократы Кокошин А.А. место издания ЛКИ Москва, ISBN 978-5-382-00994-0, 208 с.
2008 Инновационные Вооруженные силы и революция в военном деле Кокошин А.А. место издания УРСС Москва, ISBN 978-5-9710-0239-0, 28 с.
2008 О системном и ментальном подходах к мирополитическим исследованиям: Краткий очерк. Изд.2, испр. и доп Кокошин А.А. место издания Издательская группа УРСС Москва, ISBN 978-5-9710-0212-3, 88 с.
2008 Россия в современной системе обеспечения глобальной стабильности: политика и восприятие Кокошин А.А. место издания ЛКИ Москва, ISBN 978-5-382-00606-2, 208 с.
2008 Россия в формировании международной системы профилактики распространения оружия массового поражения Кокошин А.А., Богатуров А.Д. место издания ЛКИ Москва, ISBN 978-5-484-01035-6, 208 с.
2007 Nuclear Conflict in the Twenty-First Century Kokoshin A.A. место издания International Security Program, Belfer Center for Science and International Affairs, John F. Kennedy School of Government, Harvard University Cambridge, Mass, 73 с.
2007 О стратегическом планировании в политике Кокошин А.А. место издания КомКнига, ISBN 978-5-484-00962-6
2006 Заметки по идеологии национальной конкурентоспособности России Кокошин А.А. место издания ЛЕНАНД, ISBN 5-9710-0084-5.
2006 Заметки по идеологии национальной конкурентоспособности России Кокошин А.А. место издания URSS: ЛЕНАНД Москва, ISBN 5-9710-0084-5., 105 с.
2006 Международная энергетическая безопасность Кокошин А.А. место издания Европа Москва, ISBN 5-9739-0078-9, 70 с.
2006 О революции в военном деле в прошлом и настоящем Кокошин А.А. место издания ЛЕНАНД Москва, ISBN 5-9710-0091-8, 41 с.
2006 О системно- структурном и ментальном подходах к мирополитическим исследованиям Кокошин А.А. место издания УРСС Москва, ISBN 5-484-00486-1, 46 с.
2005 Zhan lüe ling dao lun (Strategicheskoe upravlenie) Kokoshin A.A., CHENG S. место издания Jun shi ke xue chu ban she Beijing Shi, ISBN 9787801378774, 379 с.
2005 Мировая политика: теория, методология, прикладной анализ Кокошин А.А., Богатуров А.Д. место издания URSS Москва, ISBN 5-484-00087-4, 432 с.
2005 Политология и социология военной стратегии Кокошин А.А. место издания УРСС Москва, ISBN 5-484-00208-7, 616 с.
2005 Реальный суверенитет в современной мирополитической системе Кокошин А.А. место издания УРСС Москва, ISBN 5-484-00256-7, 72 с.
2005 Стратегическое управление в военной сфере Кокошин А.А. место издания МАКС пресс Москва, ISBN 5-317-01263-5 : 100, 534 с.
2004 О политическом смысле победы в современной войне Кокошин А.А. место издания Едиториал УРСС Москва, ISBN 5-354-01029-2, 104 с.
2004 Промышленная политика России в XXI веке Кокошин А.А.
2003 Nuclear Conflicts of the Twenty-First Century Кокошин А.А. место издания Cambridge, MA: BSIA, Harvard University США
2003 Стратегическое управление: Теория, исторический опыт, сравнительный анализ, задачи для России Кокошин А.А. место издания РОССПЭН Москва, ISBN 5-354-00986-3, 528 с.
2003 Ядерные конфликты в XXI веке Кокошин А.А. место издания Медиа-Пресс
2002 Defense leadership in Russia: the General Staff and strategic management in a comparative perspective Kokoshin A.A. место издания International Security Program, Belfer Center for Science and International Affairs, John F. Kennedy School of Government, Harvard University Cambridge, Mass, 78 с.
2001 Вопросы стратегического руководства обороной России Кокошин А.А. место издания Институт проблем международной безопасности РАН Москва, 66 с.
2001 Политика национальной безопасности России в условиях глобализации Кокошин А.А. место издания Институт проблем международной безопасности РАН Москва, 68 с.
2001 Промышленная политика и национальная безопасность России Кокошин А.А. место издания Институт проблем международной безопасности РАН Москва
2001 Сдерживание во втором ядерном веке Кокошин А.А., Веселов В.А., Лисс А.В. место издания Институт проблем международной безопасности РАН Москва, 69 с.
1999 Путь России в глобальной экономике Кокошин А.А. место издания МГУ им. М.В.Ломоносова Москва, 94 с.
1998 Soviet Strategic Thought. 1918-1991 Кокошин А.А. место издания MIT Press.Cambridge, Mass., London
1997 Reflections on Russia's Past, Present and Future Kokoshin A.A. место издания Strengthening Democratic Institutions Project, John F. Kennedy School of Government, Harvard University Cambridge, Mass, 50 с.
1997 Военно-морской флот России. Из юбилейного трехсотого- взгляд в прошлое и будущее Кокошин А.А. место издания ПИ
1996 The New Russia. Inheritance and Perspectives Kokoshin A.A. место издания Hessische Stiftung Friends und Konflict-Forshtung Frankfurt, ISBN 9783928965743, 49 с.
1995 Армия и политика. Эволюция советской военно-политической и военно-стратегической мысли, 1918-1991 годы Кокошин А.А. место издания Международные отношения Москва
1992 Fundamentals of Russia's national industrial policy: (short version) Kokoshin A.A. место издания Strengthening Democratic Institutions Project, John F. Kennedy School of Government, Harvard University Cambridge, Mass, 17 с.
1991 The Evolving International Security System: A View from Moscow Kokoshin A.A. место издания Center for Naval Analyses Alexandria, Va, 59 с.
1990 Предотвращение войны. Доктрины, концепции, перспективы Кокошин А.А., Ларионов В.В. место издания Прогресс, ISBN 5-01-001888-8
1989 В поисках выхода. Военно-политические проблемы международной безопасности Кокошин А.А. место издания Политиздат Москва
1989 Стратегическая стабильность в условиях радикальных сокращений ядерных вооружений Кокошин А.А., Сагдеев Р.З., Васильев А.А. издательство Академиздатцентр "Наука" (Москва) , ISBN 5-02-023497-4
1987 Die grauen Eminenzen: Sicherheitsberater des Weissen Hauses von Kennedy bis Reagan Kokoshin A.A., Rogov S.M. место издания Verlag der Nation Berlin, ISBN 9783373000358, 373 с.
1987 Stability and Change in International Relations Kokoshin A.A. место издания American Committee on US-Soviet Relations Washington, D.C, 17 с.
1987 «Сивите кардинале» на Белия дом Кокошин А.А., Рогов С. место издания София, Партиздат
1987 Стратегическая стабильность в условиях радикальных сокращений ядерных вооружений Кокошин А.А., Акимов В.А., Арбатов А.Г., Барановски В.Г., Васильев А.А., Герасев М.И., Сергеев В.М., Родионов С.Н., Раушенбах Б.В. место издания ИСКАН
1986 A Feher Has Szurke Eminenciasai. Andrej Kokosin, Szergej Rogov Кокошин А.А. место издания Kossuth Könyvkiadó. Budapest, ISBN 963 0927802
1986 «План Родженса» и европейская безопасность Кокошин А.А. место издания ИМЭМО АН СССР
1986 Космическое оружие: дилеммы безопасности Кокошин А.А., Велихов Е.П., Сагдеев Р.З. место издания Мир Москва
1986 Серые кардиналы Белого дома Кокошин А.А., Рогов С.М. место издания АПН Москва
1986 Ударные космические вооружения и международная безопасность Кокошин А.А., Велихов Е.П. место издания АПН
1985 Братья Кеннеди Кокошин А.А., Громыко А.А. место издания Мысль Москва
1985 Ударные космические вооружения и международная безопасность Кокошин А.А., Арбатов А.Г., Васильев А.А., Герасев М.И., Прилуцкий О.Ф., Родников С.Н. место издания АПН
1984 США в системе международных отношений 80-х годов: Гегемонизм во внешней политике Вашингтона Кокошин А.А. место издания Международные отношения Москва, 303 с.
1982 США: кризис политической власти Кокошин А.А. место издания Юридическая литература Москва, 192 с.
1981 США: за фасадом глобальной политики: внутренние факторы формирования внешней политики американского империализма на пороге 80-х годов Кокошин А.А. место издания Политиздат
1979 Внешнеполитическая стратегия администрации Картера Кокошин А.А., Долгополова Н.А. место издания Прогресс
1979 США: информация и внешняя политика Кокошин А.А., Богданов Р.Г. издательство Академиздатцентр "Наука" (Москва)
1978 О буржуазных прогнозах развития международных отношений Кокошин А.А. место издания Международные отношения Москва, 230 с.
1976 Некоторые проблемы мировой политики последней четверти ХХ века Кокошин А.А. место издания Прогресс
1975 О перспективах развития международных отношений Кокошин А.А. место издания Прогресс
1975 Прогнозирование и политика Кокошин А.А. место издания Международные отношения Москва Доклады на конференциях
2016 Структура революции в военном деле (Устный) Автор: Кокошин А.А. Совместный научный семинар факультета мировой политики МГУ, Военной академии Генерального штаба ВС РФ и 46 ЦНИИ МО РФ "Технологические аспекты подготовки новой революции в военном деле "// Ломоносовские чтения-2016. Секция международных отношений, Факультет мировой политики МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, 21 апреля 2016
НИРы
1 января 2016 - 31 декабря 2018 Внешняя политика и внешнеэкономическая деятельность США в условиях трансформации глобальной системы международных отношений Факультет мировой политики Руководитель: Кокошин А.А. Участники НИР: Бартенев В.И., Глазунова Е.Н., Дмитращенко О.А., Хлебникова Л.Р. 2 ноября 2015 - 20 марта 2016 Прогнозирование рисков и возможностей для обеспечения национальной безопасности и национальной конкурентоспособности Российской Федерации в рамках различных сценариев международных отношений Факультет мировой политики Руководитель: Кокошин А.А. Участники НИР: Бабынина Л.О., Бартенев В.И., Бирюкова Н.А., Веселов В.А., Глазунова Е.Н., Громыко А.А., Дунаев А.Л., Кашин В.Б., Кузнецов В.А., Потемкина О.Ю., Трунов Ф.О., Хлебникова Л.Р., Шаумян Т.Л., Юдин Н.В., Яковлев А.И. 9 июля 2015 - 31 декабря 2017 Эволюция подходов ведущих субъектов международных отношений к проблемам взаимозависимости безопасности и развития в условиях трансформации мирополитической системы: анализ и прогноз Факультет мировой политики Руководитель: Кокошин А.А. Участники НИР: Алиева А.И., Бартенев В.И., Глазунова Е.Н., Дунаев А.Л., Кулькова О.С., Попова О.П., Трунов Ф.О., Хлебникова Л.Р., Юдин Н.В. 5 июня 2015 - 31 декабря 2017 Влияние технологических факторов на параметры угроз национальной и международной безопасности, военных конфликтов и стратегической стабильности Факультет мировой политики Руководитель: Кокошин А.А. Участники НИР: Александрия О.М., Балуевский Ю.Н., Бартенев В.И., Белоконь С.П., Бирюкова Н.А., Варшавский А.Е., Веселов В.А., Есин В.И., Крашенинникова Л.С., Лисс А.В., Медовников Д.С., Панкова Л.В., Потапов В.Я., Савельев А.Г., Сурчина С.И., Трунов Ф.О., Фененко А.В., Феоктистов В.Ю., Фисенко И.С., Цырендоржиев С.Р. 16 мая 2014 - 31 декабря 2015 Политико-стратегическое содержание планов Третьего рейха в отношении СССР Факультет мировой политики Руководитель: Золотарев В.А. Участники НИР: Веселов В.А., Кикнадзе В.Г., Кожухов Ю.В., Кокошин А.А., Лавренов С.Я., Полторак С.Н., Соколов А.М. 20 марта 2014 - 20 ноября 2015 Методология системного анализа практики применения инструментов "жесткой" и "мягкой" силы во внешнеполитических целях Факультет мировой политики Руководители: Громыко А.А., Кокошин А.А., Сидоров А.А. Участники НИР: Алиева А.И., Бабленкова И.И., Барсенков А.С., Бартенев В.И., Воинов Д.Е., Глазунова Е.Н., Дмитращенко О.А., Дунаев А.Л., Ефименко Д.К., Кочетков В.В., Кулькова О.С., Мезенцев С.В., Попова О.П., Саворская Е.В., Саргсян А.М., Трунов Ф.О., Хлебникова Л.Р., Юдин Н.В. 1 января 2014 - 31 декабря 2014 Теоретические и прикладные проблемы обеспечения стратегической стабильности Факультет мировой политики Руководитель: Кокошин А.А. Участники НИР: Лисс А.В.
Награды и премии
2010 Премия имени М.А. Мильштейна Лауреат: Кокошин А.А. Институт США и Канады Российской академии наук, Россия 1976 Премия Ленинского комсомола Лауреат: Кокошин А.А. ВЛКСМ, Россия Участие в редколлегии журналов
с 1 июня 2009 Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика издательство Изд-во Моск. ун-та (М.) главный редактор с 1 января 2009 Вестник МГИМО-Университета издательство МГИМО (У) МИД России (М.) с 1 ноября 2002 Россия в глобальной политике издательство Фонд исслед. мировой политики (М.) с 1 января 2001 Вестник аналитики Участие в программных комитетах конференций
14-23 апреля 2014 Ломоносовские чтения-2014. Секция международных отношений МГУ имени М.В.Ломоносова, Россия Руководство дипломными работами
2012 «Проблема сдерживания в отношениях США и КНР в XXI веке» Научный руководитель: Кокошин А.А. Автор: Сукачева (Крашенинникова) Любовь (Специалист)
2012 «Проблема преемственности в военно- политическом курсе США: от Джоджа Буша младшего к Бараку Обаме » Научный руководитель: Кокошин А.А. Автор: Большев Николай (Специалист)
2012 «Подходы Росси и и США к концепции «безъядерного мира» Научный руководитель: Кокошин А.А. Автор: Саакян Сергей (Специалист)
2012 «Взаимоотношения Франции и НАТО в период после окончания холодной войны » Научный руководитель: Кокошин А.А. Автор: Антюхова Екатерина (Специалист)
2011 «Эволюция представлений о стратегической стабильности и средствах ее обеспечения в современном мире» Научный руководитель: Кокошин А.А. Автор: Холзаков Максим (Специалист)
2010 «Энергетическая политика России в Каспийском регионе в XXI веке» Научный руководитель: Кокошин А.А. Автор: Балан Николай Гедальевич (Специалист)
2010 «Основные этапы переговорного процесса по нераспространению расщепляющихся материалов» Научный руководитель: Кокошин А.А. Автор: Сурчина Светлана Игоревна (Специалист)
2010 «Бразилия в мировой политике: евразийское и ибероамериканское направления» Научный руководитель: Кокошин А.А. Автор: Ермакова Ирина Игоревна (Специалист)
2009 «Политические дискуссии в Российской Федерации вокруг Договора к Энергетической Хартии в начале XXI века» Научный руководитель: Кокошин А.А. Автор: Черепанова Алиса Сергеевна (Специалист)
2008 «Роль МАГАТЭ в урегулировании ядерной проблемы Ирана». Научный руководитель: Кокошин А.А. Автор: Фоминова Юлия Львовна (Специалист)
2008 «Идеология суверенной демократии как основа успешной политики реального суверенитета в современной России». Научный руководитель: Кокошин А.А. Автор: Бочкова Мария Сергеевна (Специалист)
2008 «Военно-морское противостояние СССР и США после Второй мировой войны». Научный руководитель: Кокошин А.А. Автор: Фокин Антон Валерьевич (Специалист)
Авторство учебных курсов
2012 Стратегическое управление в военной сфере Авторы: Кокошин А.А., Александрия О.М. 2003 Стратегическое управление Автор: Кокошин А.А.