А.А.Кокошин «Группировки американской буржуазии и внешнеполитический курс США» (статья 1981 г.)
В этой статье делается попытка проследить, как соотношение общеклановых и частных, групповых интересов различных секторов американской буржуазии воздействовало на изменение внешнеполитического курса правящего класса США в последние 12–15 лет. Автор далек от того, чтобы жестко детерминировать внешнюю политику лишь экономическими факторами, от того, чтобы прямо связывать экономические интересы буржуазии с внешней политикой такой страны со сложной политической системой, как Соединенные Штаты Америки. Особенно неоправданным было бы искать экономическое объяснение каждой конкретной, даже крупной политической акции американского государства на международной арене. Однако избранный период позволяет, используя обобщенные показатели, выделить в первую очередь именно экономические факторы, а затем оценить то, как они влияли на взгляды правящих кругов по международным отношениям, как отражались во внешней политике США.
Анализ экономической и политической деятельности различных американских монополий, а также предприятий немонополистической буржуазии, различных предпринимательских ассоциаций, проведенный автором на базе ряда советских исследований и работ американских ученых, позволяет выделить три основные группы компаний, различающиеся характером взаимодействия между их частными экономическими интересами и внешней политикой США.
Во-первых, это монополии, образующие ядро военно-промышленного комплекса (в который также входит военная верхушка и определенная часть политических деятелей, наиболее тесно связанных с интересами военного бизнеса).
Во-вторых, корпорации, производящие преимущественно невоенную продукцию, обладающие крупными заграничными капиталовложениями и ведущие в больших масштабах экспортно-импортные операции.
В-третьих, компании, с одной стороны, мало связанные с военным производством, а с другой – ориентированные почти исключительно на внутренний рынок; сюда включаются все компании, не вошедшие в две вышеобозначенные группы.
При этом автор учитывает, что о внешнеполитической роли двух из трех рассматриваемых групп американского бизнеса (а именно монополий военно-промышленного комплекса и транснациональных корпораций) имеется ряд глубоких работ советских исследователей. Внешнеполитическая же роль буржуазии третьей группы в последние годы вообще практически не освещалась в советской и зарубежной научной литературе.
Совместное, сравнительное рассмотрение соотношения внешнеполитических интересов всех трех групп буржуазии в зависимости от меняющейся экономической, социальной, внутри- и международно- политической обстановки в наибольшей мере отвечает принципам системного подхода[1].
Каков же состав этих трех групп современного американского бизнеса, каково их место в структуре власти и как соотносятся их экономические интересы с внешнеполитическим курсом Соединенных Штатов?
Прежде всего необходимо отметить, что границы между этими группами компаний подчас очерчены не очень четко, происходит множество взаимных пересечений и наложений. Особенно это характерно для первых двух групп американского бизнеса; многие из корпораций– получателей военных контрактов имеют также заграничные инвестиции и осуществляют значительные внешнеторговые операции; в свою очередь значительная часть транснациональных монополий вовлечена в производство военной техники (как по заказам министерства обороны, так и для иностранных государств).
Но ядро каждой из обозначенных выше групп американского бизнеса имеет все же свои специфические интересы, что и делает возможным, по мнению автора, проведение соответствующего анализа.
Корпорации, образующие ядро военно-промышленного комплекса, – это в первую очередь компании, преимущественно ориентированные на выпуск военной продукции, объем продаж которых по военным подрядам составляет до 90%. К ним относятся такие корпорации, как «Боинг», «Дженерал дайнэмикс», «Грумман», «Локхид», «Макдонелл- Дуглас», «Нортроп», «Рокуэлл интернэшнл», «Юнайтед текнолоджиз» и др. Они занимают видные места в списке 500 крупнейших монополий США – от 32-го («Юнайтед текнолоджиз») до 185-го («Грумман»), однако, за небольшим исключением, не относятся к сверхгигантам[2]. В среднем у 100 крупнейших подрядчиков министерства обороны на военную продукцию приходится, по оценке профессора Колумбийского университета С. Мелмана, 40%, на гражданскую – 60% всей продукции[3]. Получаемые от Пентагона контракты служат для большинства компаний источником особо высоких прибылей: прибыли предпринимателей, занятых производством оружия, в среднем на 20– 30% превосходят прибыли, получаемые от продажи невоенной продукции[4].
Нельзя не отметить и того, что в военное производство в США вовлечено в разной степени большое число мелких и средних фирм, которые, может быть, не оказывая непосредственного влияния на американскую военную политику, служат важным социально-экономическим компонентом базы американского милитаризма. К выполнению государственных военных заказов привлекаются свыше 20 тыс. главных подрядчиков и около 100 тыс. субподрядчиков[5].
Важным аспектом деятельности монополий военно-промышленного комплекса в последние годы следует считать резко возросший объем внешней торговли оружием. Для 10 главных подрядчиков Пентагона доля зарубежных продаж военной техники, запчастей, снаряжения, услуг достигла в 1976 финансовом году 30,5% общего объема их продаж. Все более значительным источником сверхприбылей для этой категории монополий является использование ими соглашений о совместном производстве военной техники, а также лицензионных соглашений[6].
Оценивая место данной группы монополий в структуре политической и государственной власти США, следует подчеркнуть, что у нее сложились наиболее тесные связи со значительной частью государственного аппарата (в первую очередь, разумеется, с аппаратом министерства обороны) и сравнительно устойчивой группой политических деятелей (сенаторов, конгрессменов, губернаторов отдельных штатов). Именно характер этих весьма разветвленных, прочных связей позволяет говорить о сочетании военных и частных корпораций, соответствующих подразделений госаппарата и группировок политических деятелей как о комплексе – военно-промышленном комплексе.
Наличие подобного образования в экономической и политической структуре США определяет в первую очередь то обстоятельство, что удельный вес военно-промышленных монополий в формировании американского внешнеполитического курса заметно превышает их удельный вес в экономике страны.
Транснациональные корпорации (ТНК) США – это прежде всего элита элит американского бизнеса. Именно крупнейшие, самые мощные и динамичные промышленные компании и банки занимают одновременно лидирующее место в этой Категории частнопредпринимательской деятельности. По оценке советского ученого В. В. Жаркова, список американских ТНК включает 115 компаний (имеющих, по его классификации, заграничные инвестиции и филиалы не менее чем в пяти зарубежных государствах), из которых в первые 100 промышленных компаний США входят 52 корпорации; в первые 200–84, в третьей – пятой сотне–13, а за пределами «клуба 200» – лишь 18 компаний[7].
В списке ведущих транснациональных монополий, составленном журналом «Форбс», фигурируют 150 промышленных и торговых компаний и банков. В их числе вся американская предпринимательская «верхушка» – «Экссон», «Мобил», «Тексако», «Форд», «Дженерал моторе», ИБМ, «Ситикорп», «Дженерал электрик», «Бэнк оф Америка», «Дюпон де Немур» и др. Место этих корпораций в иерархии ТНК не всегда совпадает с их местом в иерархии 500 крупнейших компаний внутри страны: например, «Форд мотор» в списке ТНК стоит выше «Дженерал моторе», поскольку превосходит последнюю по объему заграничных инвестиций и заграничных операций, хотя и уступает по общему объему капитала и продаж[8].
Значение транснациональных монополий в экономике США в последние 12–15 лет в целом возрастало, хотя этот процесс во многом носил противоречивый характер: отнюдь не все аспекты международной экспансии американских корпораций Шли на пользу экономике страны с точки зрения обобщенных интересов правящего класса. С 1960 по 1978 г. прямые заграничные инвестиции американских монополий возросли с 31,9 млрд. долл. до 168,0 млрд., причем если в 1960–1970 гг. среднегодовые темпы роста инвестиций составляли 9,5%, то в 1970–1978 гг. они составили 11,1%. Прибыль от прямых заграничных инвестиций выросла с 8,2 млрд. долл. в 1970 г. до 25,7 млрд. в 1978 г.[9] Темпы роста заграничных капиталовложений американских Монополий значительно превышали средние темпы роста внутренних инвестиций в самих Соединенных Штатах.
Особо быстрыми темпами, в частности, развивались заграничные операции американских банков. Число банков США, имеющих заграничные филиалы, возросло с 13 в 1965 г. до 137 в 1978 г. В тот же период количество самих филиалов увеличилось с 211 до 761, а активы зарубежных филиалов –с 9,1 млрд. долл. до 270 млрд. (!) Доля прибылей от зарубежных операций в общих прибылях 13 крупнейших банков Соединенных Штатов возросла с 18,8% в 1970 г. до 49,6% в 1976 г., или на 164%[10].
С перечнем компаний, занимающих ведущее место по объему заграничных капиталовложений, в значительной мере совпадает список фирм, осуществляющих львиную долю американских внешнеторговых операций; на корпорации, входящие в первые 200 крупнейших фирм США, приходится более 80% внешнеторгового оборота страны[11]. В отличие от западноевропейских стран и Японии средние, а тем более мелкие американские компании принимают незначительное участие во внешней торговле. Так, из 252 тыс. компаний в обрабатывающей промышленности США во внешней торговле принимают участие лишь 30 тыс. фирм[12] из верхних эшелонов американского бизнеса.
Следует отметить, что в своем отношении к международным политическим и экономическим проблемам монополисты-руководители транснациональных корпораций неоднородны. Среди ТНК можно различать те компании, которые занимаются вывозом капитала и экспортно-импортными операциями уже на протяжении многих десятилетий, и те, для которых крупномасштабная международная деятельность–-дело сравнительно новое. Первые в целом являются более старыми, прочно закрепившимися в американской и мировой капиталистической структуре монополий («старые деньги»), вторые –в большинстве своем корпораций, занявшие высокое место в монополистической иерархии лишь после второй мировой войны («молодые деньги»). При этом первая группа –это преимущественно монополии со штаб-квартирами на северо-востоке страны (в Нью-Йорке, Бостоне, Филадельфии, Чикаго), вторая –с центрами управления в южных и западных штатах (в Хьюстоне, Лос-Анджелесе, Атланте и др.)[13].
В первую очередь усилиями «старых денег» были созданы и уже функционируют на протяжений десятилетий «мозговые центры» финансовой олигархии (нью-йоркский Совет по внешним сношениям, Институт Брукингса, исследовательские центры Гарварда, Принстона и других университетов). В последние годы эти центры разрабатывают более гибкие й изощрённые методы внешней политики США, чем центры, финансируемые монополиями военно-промышленного комплекса или «молодыми» ТНК.
Третья группа американского бизнеса – компании, оперирующие почти исключительно на внутреннем рынке, – наиболее пестра по своему составу. Она же й наиболее многочисленна. Здесь и крупные промышленные корпораций, хотя и уступающие по своей мощи транснациональным и ведущим военным Монополиям, тем не менее близкие к вершине монополистической Иерархии, и аморфные конгломераты, состоящие из промышленных компаний и предприятий сферы услуг, объединяемые лишь персоной владельца конгломерата. В эту группу входят и тысячи компаний средних размеров, миллионы фирм мелкого бизнеса (по некоторым оценкам, до 15 млн. фирм).
Нельзя не отметить, что у большинства предпринимателей этой группы, как у крупных, так й у мелких, сложилось весьма негативное отношение к крупнейшим монополистам, возглавляющим транснациональные корпорации. Свобода маневра транснациональных корпораций, прибыли, способность быстрее других приспосабливаться к меняющейся экономический конъюнктуре не могут не вызывать зависть у предпринимателей; ограниченных более тесными рамками национального рынка (для подавляющего же большинства бизнесменов этой группы рынок ограничен даже не штатом, а отдельным графством, районом города, просто кварталом).
Как справедливо отмечает советский исследователь Ю. Субоцкий, мелкие предприятия – это питательная среда частнопредпринимательской деятельности, они служат Своеобразным «социальным амортизатором» между рабочим классом и финансовой олигархией. К тому же наличие огромного числа обособленных и распыленных производственных ячеек затрудняет борьбу трудящихся за свои права, развитие профсоюзного движения, что вполне отвечает интересам господствующего класса в целом[14]. Мелкие и средние предприниматели, играя в своей совокупности все еще значительную роль в экономике страны, занимают видное место в социальной базе политических организаций. В частности, они составляют массовую основу правоконсервативных и праворадикальных движений[15].
* * *
Определяя специфические внешнеполитические интересы каждой из рассмотренных выше групп как производные от их места в экономической и социально-политической структуре США, можно выделить, как представляется, следующие положения.
Первая группа монополий самым непосредственным образом заинтересована для обеспечения большого объема военных заказов и соответствующих прибылей в поддержании значительной степени международной напряженности, военно-политического противостояния; сюда относится и наличие локальных и региональных вооруженных конфликтов, оправдывающих в глазах общественного мнения высокий уровень налогообложения и военных расходов.
Вторая группа монополий свой главный внешнеполитический интерес видит в обеспечении «благоприятного инвестиционного климата», т. е. условий, при которых можно осуществлять наиболее выгодным образом краткосрочные и долгосрочные заграничные капиталовложения, приносящие максимальную прибыль. Этого транснациональные монополии добиваются любыми путями, включая прямое и косвенное использование военной силы США, организацию совместно с ЦРУ и местной реакцией переворотов и т. п. Но при этом у них нет столь же ярко выраженной заинтересованности в постоянном поддержании международной напряженности, как у монополий, представляющих собой ядро военно-промышленного комплекса. Более того, затягивающиеся вооруженные конфликты в отдельных районах мира, потрясения, испытываемые в период обострения международных кризисных ситуаций валютно-финансовой системой капитализма, часто чреваты весьма значительными потерями для транснациональных монополий. Следует также отметить, что еще с середины 60-х годов все большее число транснациональных корпораций США стало проявлять значительный интерес к научно-техническому и торгово-экономическому сотрудничеству с СССР и другими странами социалистического содружества.
Внешнеполитические интересы компаний третьей группы выражены менее явно, чем у монополий военно-промышленного комплекса или у транснациональных корпораций. Соответственно их голос на протяжении большей части послевоенного периода был почти не слышен. Однако роль этой группы американского бизнеса проявляется довольно отчетливо в критические моменты для американской экономической, социальной и политической системы, как она проявлялась на пороге 70-х годов в связи с агрессией США во Вьетнаме или на пороге 70-х – 80-х годов.
Объективно активизации деятельности «внутреннего» бизнеса в вопросах внешней политики способствует качественно возросшая за последние 12–15 лет вовлеченность американской экономики в целом (не только в лице ТНК) в международные экономические отношения.
В начале 70-х годов взаимоотношения между тремя группами американского бизнеса носили наиболее конфликтный характер. Интересы большинства американской буржуазии вошли в противоречие с интересами относительно небольшой ее части, входящей в военно- промышленный комплекс. Сверхприбыли, извлекавшиеся в период всплеска военных расходов, пожиравших более 9% валового национального продукта страны и более 40% федерального бюджета, частично образовывались за счет уменьшения прибылей компаний, не занятых непосредственно в военном бизнесе. Для многих американских предпринимателей стало очевидным, что чрезмерные военные расходы служат одной из основных причин ухудшения экономической обстановки в США в целом. К примеру, председатель правления крупнейшего в мире частного банка «Бэнк оф Америка» (с огромным объемом заграничных операций) Л. Лэндборг на слушании в сенатской комиссии по иностранным делам объявил, что непомерные военные расходы – главный источник все более опасного инфляционного процесса[16].
Для большинства американских предпринимателей тогда стало ясным и то, что высокие военные расходы означают ослабление их конкурентных позиций по отношению к Западной Европе и Японии. Как подчеркивал в материалах специальных слушаний в подкомиссии Объединенной экономической комиссии конгресса бизнесмен Л. Томас из компании средних размеров «Вермонт-Америкен», «…станкостроительной промышленности Японии и Европы помогло то, что американские компании были не в состоянии одновременно удовлетворять наши потребности... Теперь японские и западногерманские станки и лучше, и дешевле. Это не предвещает ничего хорошего станкостроительной промышленности США»[17].
Подобное отношение к военно-промышленному комплексу было немаловажной причиной того, что на некоторое время его экономические, идеологические и политические позиции в США ослабли, правительство Соединенных Штатов пошло на некоторое абсолютное и относительное ограничение военных расходов, проявило реализм в вопросах внешней политики, примкнуло к политике разрядки между Востоком и Западом, начало которой положила инициатива Советского Союза[18]. Так, в частности, ежегодные расходы министерства обороны по заказам военной техники и различных видов снаряжения для вооруженных сил. у частных компаний снизились с 23,9 млрд. долл. в 1969 г. до 15,2 млрд. в 1974 г. (в текущих ценах)[19].
Существенными для военных монополий оказались потенциальные потери в результате заключения советско-американских договоренностей об ограничении стратегических вооружений. Один только Договор об ограничении противоракетной обороны обошелся этим монополиям до 100 млрд. долл., которые они могли бы получить в течение ряда лет, если бы в отсутствие этого договора американское правительство приняло решение о развертывании «плотной» системы ПРО. Доля совокупных военных расходов в валовом национальном продукте США к середине 70-х годов снизилась примерно до 5–5,2, а в федеральном бюджете – до 21–22%[20], что затрагивало самые кровные интересы военно-промышленного комплекса и его монополистического ядра.
Однако основные позиции военно-промышленного комплекса в этот период остались нетронутыми, что позволило его лидерам подготовить, а затем развернуть успешное контрнаступление за восстановление своего положения в американском обществе.
Во второй половине 70-х годов начинается новый этап увеличения военных расходов как в абсолютном, так и в относительном выражении. Так, военный бюджет администрации Дж. Картера на 1981 г. был представлен в сумме примерно 150 млрд. долл., сравнявшись тем самым (в пересчете на цены 1961 финансового года) с военным бюджетом США накануне эскалации агрессии во Вьетнаме[21]. Обозначился и рост военных расходов как доли ВНП и всего федерального бюджета (к середине 80-х годов он может дойти примерно до 6,5% ВНП, а возможно, и несколько выше)[22]. Эта тенденция была усилена администрацией Р. Рейгана, пятилетняя военная программа которой на 200 млрд. долл. превысила объявленные ранее планы администрации Дж. Картера.
Успех контрнаступления военно-промышленного комплекса во многом был обусловлен изменившимся подходом к разрядке, к международным отношениям и внешней политике двух других групп американских монополий.
Монополисты–лидеры американского транснационального бизнеса видели в политике разрядки либо временную и вынужденную меру, на которую Соединенные Штаты заставило пойти лишь такое экстраординарное событие, как их поражение во Вьетнаме, либо имели сугубо свое, упрощенное, недиалектическое представление о разрядке. Многие из этих монополистов и соответствующих государственных и политических деятелей связывали с разрядкой надежды на «перерождение» Советского Союза, на его отказ от идеологической борьбы, на раздел мира на сферы влияния между США и СССР. Именно под этим углом зрения многие монополисты данной группы смотрели в начале и середине 70-х годов на торгово-экономические и научно-технические связи с Советским Союзом, которые, конечно, представляли для конкретных компаний коммерческую ценность сами по себе.
Как известно, подобные необоснованные надежды были вскоре опрокинуты. Советский Союз отнюдь не отказался от идеологической борьбы, от активной поддержки национально-освободительного движения. Более того, в условиях разрядки усилились процессы объективных социальных перемен, усилились позиции социалистического содружества, национально-освободительного движения, а также развивающихся стран[23].
Американские транснациональные предприниматели встретили в штыки требования развивающихся стран об установлении «нового международного экономического порядка», участившуюся национализацию имущества ТНК в различных районах мира. И хотя заграничные инвестиции американских монополий и масштабы их внешнеторговых операций в 70-е годы, как отмечалось выше, продолжали расти (по некоторым параметрам даже более быстрыми темпами, чем в предыдущие периоды), в целом международная обстановка к началу 80-х годов интерпретировалась подавляющим большинством предпринимателей данной группы как неблагоприятная, требующая экстраординарных политических мер.
В частности, значительно ослабленными оказались позиции восьми ведущих транснациональных монополий (из которых пять американских) в общем объеме добычи нефти в капиталистическом мире (с 80% в 1963 г. до 30% в 1975 г.). Сократилась их доля и в реализации нефтепродуктов, хотя и в меньшей степени, чем в добыче нефти[24]. Приспосабливаясь к новым условиям, к требованиям развивающихся стран, транснациональные монополии пытаются сохранить свои позиции путем перемещения центра тяжести неоколониальной эксплуатации в «верхние этажи» производственного процесса и сферу реализации[25].
Событием, без преувеличения потрясшим транснациональные деловые круги в США, было свержение монархии в Иране в 1978 г. Независимо от неоднозначности этого события для последующего развития Ирана[26] можно констатировать, что по международным позициям американского империализма, в том числе по экономическим интересам американских ТНК, был нанесен сильный удар.
Новые власти Ирана отказались от ряда дорогостоящих шахских проектов, в которые уже были вложены капиталы ТНК (например, от многомиллиардного «Шахстан Пехлеви проджект» по реконструкции северной части Тегерана, где проживает элита иранского общества), от закупок самой современной военной техники на миллиарды долларов. Закрылись филиалы американских промышленных корпораций и банков. На Иран перед свержением монархии приходилось до 2% американского экспорта, причем многие поставки, особенно военной техники, осуществлялись по более высоким ценам, чем, скажем, американские поставки в Западную Европу[27]. Существенным было то, что закупки Ираном самой современной военной техники в США помогало закрывать «нефтяной счет» – огромный дефицит торгового баланса, образующийся вследствие импорта нефти Соединенными Штатами. Сумма претензий американских компаний в результате потерь их имущества, расторгнутых контрактов и т. п. составила более 8 млрд. долл. Даже если эту, безусловно завышенную сумму уменьшить вдвое, все равно потери монополий США выглядят весьма Внушительно. Учитывая характер всего объема деятельности американского капитала в Иране, можно считать, что здесь интересам монополий военно-промышленного комплекса и интересам транснациональных корпораций был нанесен удар примерно в равной степени, что способствовало еще большему совпадению взглядов монополистов обеих групп на складывающуюся международную обстановку.
Под воздействием целого комплекса международных и внутренних факторов (о некоторых из них речь пойдет дальше) к концу 70-х годов изменилось отношение многих ТНК к советско-американским торгово- экономическим и научно-техническим связям. Известную роль в этом, в частности, сыграло, как представляется, ускорившееся сближение на антисоветской основе США с КНР. Пекинские руководители пошли на беспрецедентные для КНР меры по привлечению ведущих американских корпораций (равно как японских и западноевропейских ТНК). В июле 1979 г. в Китае был принят закон о смешанных компаниях, в соответствии с которым иностранному капиталу предоставлялась возможность образовывать смешанные общества в обрабатывающей и добывающей промышленности с правом на владение преобладающей (более 50%) частью акционерного капитала; кроме того, иностранным инвесторам предоставлялись льготы в налогообложении и снабжении сырьем и материалами[28].
В конце 70-х годов в большом бизнесе США царила эйфория относительно перспектив его деятельности на китайском рынке, подогревавшаяся, разумеется, из Пекина. В КНР устремились почти те же американские компании, которые ранее рвались заключать контракты с советскими организациями. В начале 80-х эйфория сменилась отрезвлением и разочарованием, однако к этому времени уже оказались задавленными и многие ростки советско-американских экономических отношений. И даже для тех американских предпринимателей, которые не поддались на посулы Пекина и не пытались переориентироваться на Китай, политические условия, созданные внутри США противниками разрядки, не позволили приступить к реализации или развитию подготовленных ранее крупномасштабных проектов взаимовыгодного экономического сотрудничества с Советским Союзом.
В итоге оказалось, что советско-американская торговля и научно- техническое сотрудничество, успешно начавшие развиваться в начале 70-х годов, не получили своего логического развития, не достигли таких масштабов, чтобы стать существенным конструктивным фактором в подходе американских ТНК к центральным проблемам современных международных отношений. Так что в целом под воздействием совокупности перечисленный обстоятельств в конце 70-х–начале 80-х годов многие лидеры американского транснационального бизнеса снова стали склоняться в сторону доминирующей роли военной силы в инструментарии внешней политики Соединенных Штатов. Под сомнение была поставлена идея о возможности совмещения в отношениях с СССР экономического сотрудничества и идеологического соперничества. В этой сфере стала представляться неверной столь еще популярная несколькими годами ранее ставка на экономические, идеологические и политико-дипломатические методы в противоборстве с социалистическим содружеством и национально-освободительным движением. Отсюда поддержка большинством монополистов данной группы и обслуживающих их интересы политических деятелей мероприятий по новому наращиванию военной машины США, по возврату к политике более активного использования военной силы в международных отношениях, словом, тех мероприятий, которые в первую очередь стимулируются и проводятся в жизнь военно-промышленным комплексом.
Американская буржуазия, относящаяся к третьей категории, в 70-е – начале 80-х годов наиболее остро почувствовала ухудшение экономического положения в США, что вызывает в этой среде панические настроения. Одновременно для этой группы наиболее сложно усваиваемым оказался факт качественно возросшей зависимости Соединенных Штатов от внешнего мира: за последние 10–12 лет вдвое выросла доля внешней торговли в экономике США, скачкообразно увеличивались не только американские капиталовложения за рубежом, но и иностранные инвестиции в США, резко возросла потребность в импортном сырье и т. п.
Наиболее остро «внутренний» бизнес реагировал, в частности, на вторжение на американские рынки товаров из Японии, Тайваня, Южной Кореи, Гонконга, Сингапура, западноевропейских стран, вытесняющих в первую очередь продукцию мелких и средних фирм, для которых– поскольку они не имеют выхода на международные рынки – это часто оборачивается катастрофой. Подобным же образом многие компании данной категории относятся и к бурному росту в последние годы иностранных капиталовложений в США (происходит все более широкомасштабное внедрение японских и западноевропейских капиталов в банковскую систему, интенсивная скупка земель и недвижимости арабскими шейхами и бизнесменами из нефтедобывающих стран и т. п.). Эти явления, в значительной мере естественные в глазах транснациональных монополистов, особенно владельцев «старых денег» с Северо- Востока, уже на протяжении нескольких поколений осуществляющих выгодное взаимодействие с западноевропейскими банками, совсем по- иному оценивается «внутренним» американским бизнесом. Десятки тысяч мелких местных банкиров где-нибудь в глубинке Соединенных Штатов, огражденные до известных пределов от прямого поглощения американскими гигантами банковского дела специальным законодательством, запрещающим им пересекать границы штатов, оказываются беспомощными перед лицом иностранных «Барклайз бэнк», «Токио бэнк», «Креди Лионэ» и др., на которых это законодательство не распространяется.
Особую роль в формировании внешнеполитических взглядов этой категории буржуазии сыграли два энергетических кризиса (1973– 1974 и 1979 гг.), скачкообразный рост цен на импортную нефть при сохраняющейся значительной зависимости США от импорта нефти (в 70-е годы произошел более чем 20-кратный рост в текущих ценах стоимости импорта нефти, который составил к началу 80-х годов более 60 млрд. долл.)[29].
Если транснациональные монополии в условиях многократного повышения цен на нефть и создания ее дефицита на мировых рынках получили наряду со странами – членами ОПЕК дополнительные огромные прибыли, то большинство американских компаний, оперирующих на внутреннем рынке, от этого только пострадало. (По оценке Брукингского института, совокупные потери американской экономики от резкого повышения цен на импортную нефть уже к середине 70-х годов составили более 100 млрд. долл.).
Энергетический кризис в США, действия стран–экспортеров нефти – весьма важные факторы обострения националистических настроений в массе американской крупной, а также мелкой и средней буржуазии. Причем под воздействием органов массовой информации многие американские предприниматели уверовали в то, что главным виновником – если не прямым, то косвенным – столь «неуважительного» отношения ОПЕК к Соединенным - Штатам и их союзникам является-де Советский Союз. Это аргументируют тем, что состояние стратегического паритета между СССР и США не позволяет Соединенным Штатам применять против «распоясавшихся» нефтедобывающих стран военную силу.
Значительную лепту в стимулирование подобных взглядов внесли не только монополии военно-промышленного комплекса, но и нефтяные транснациональные корпорации, стремившиеся отвлечь общественное внимание от своей неблаговидной роли в кризисных энергетических ситуациях. Перекладывая вину за обострение энергетической проблемы США на страны ОПЕК и стоящий-де за их спиной Советский Союз, американские нефтяные компании не только сумели почти полностью изъять из повестки дня в общественной дискуссии по энергетическим вопросам идею о национализации главных компонентов энергетической промышленности, но и добились большего: а именно такого общественно-политического климата в правящем классе в целом, в условиях которого администрацией Р. Рейгана были предложены меры по ослаблению регулирующей роли государства в энергетической сфере, введенные ранее администрацией Дж. Картера.
К всплеску шовинизма в многочисленной среде немонополистической буржуазии привел захват иранскими студентами заложников в посольстве США в Тегеране в ноябре 1979 г. Чувство ущемленного национального самолюбия, национального унижения охватило в этот период десятки миллионов американцев не только из буржуазии, но и из других слоев американского общества. Американский обыватель не пытался разобраться в неприглядной для США предыстории вопроса; все свое негодование он обрушил на голову нового иранского режима, а также в значительной мере и на Москву, которая-де, по уверениям ряда органов массовой информации, «подстрекала иранцев» к подобным акциям. Захват иранцами заложников как бы катализировал все отмеченные выше тенденции в настроениях и взглядах различных групп американской буржуазии, сведя в значительной мере на нет сдерживающий, конструктивный компонент «вьетнамского синдрома», чего и добивались правые, милитаристские силы.
Соответствующим образом были обыграны американской пропагандой и события в Афганистане 1979 г. Помощь Советского Союза ДРА интерпретировалась большинством буржуазных органов массовой информации как шаг, будто бы направленный на выход к Персидскому заливу в целях установления контроля над главными запасами нефти «свободного мира», что, разумеется, не имеет ничего общего с интернационалистской акцией СССР.
* * *
Сказанное выше помогает лучше понять истоки и причины поворота вправо внешней политики администрации Дж. Картера и еще большую милитаризацию внешнеполитического курса США, проводимую администрацией Р. Рейгана. У различных групп американской буржуазии за последние два-три года наблюдается большее совпадение интересов и взглядов на международные отношения, чем это было в предшествующий период. И это совпадение взглядов имеет явно правый, милитаристский характер.
Некоторые американские политические деятели и ученые говорят о восстановлении «консенсуса» (общности взглядов) правящей элиты в духе «холодной войны» относительно целей, средств и методов внешней политики Соединенных Штатов, того «консенсуса», который потерпел эрозию в результате поражения США во Вьетнаме и страха перед угрозой уничтожения в мировой ядерной войне. Подобная параллель с периодом «холодной войны» на первый взгляд небезосновательна, однако в целом она не может служить единственно точной оценкой современного положения дел. На международной арене и внутри страны существуют ныне иные объективные реальности. Не прошел бесследно для многих американцев и позитивный опыт тех давних лет, когда советско-американские отношения развивались во многом конструктивно. Наиболее дальновидные представители правящей элиты США (солидаризируясь в этом со многими западноевропейскими политическими деятелями), несмотря на свое разочарование многими элементами разрядки в том виде, как она развивалась в 70-е годы, не видят принципиально иного пути для избежания прямой конфронтации с Советским Союзом.
Журнал: «США: экономика, политика, идеология», № 10, 1981. С. 3–14.
[1] Обозначенный выше принцип можно применить и к другим группам компаний — группам, достаточно крупным и обладающим специфическими внешнеэкономическими и внешнеполитическими интересами. В частности, это относится к энергетическим монополиям, занимающим все более важное место в иерархии американского капитала, или к компаниям агробизнеса. Однако на данном этапе работы над этой темой представляется возможным ограничиться приведенной выше классификацией. Более дробную и многомерную классификацию предполагается представить в последующих работах по данной тематике. Предлагаемое в этой статье деление американского бизнеса на три группы рассматривается автором как своего рода дополнение к исследованию региональных монополистических группировок США, которое было проведено ранее В. С. Зориным.
[2] Среди главных подрядчиков министерства обороны США многие крупнейшие транснациональные монополии, входящие в первые три десятка сверхгигантов (включая «Дженерал моторе», «Америкен телефон энд телеграф», ИБМ. и др.), у которых доля военной продукции невысока — всего несколько процентов (у некоторых —до 20%). Они не входят в ядро военно-промышленного комплекса, их функции в современной экономической и политической системе США шире и многообразнее, но и в подходе данных монополий к внешней политике определенная заинтересованность в военных заказах подчас играет немаловажную роль.
[3] S. Melman. Barriers to Conversion from Military to Givilian Industri in Market, Planned and Development Economics. N. Y., 1980, p. 19.
[4] Б.Д.Пядышев. Военно-промышленный комплекс США. М., 1974, стр. 102–103.
[5] «Мировая экономика и международные отношения», № 12, 1978, стр. 14.
[6] «Defence/Space Business Daily», October 13, 1977, p. 1.
[7] В.В.Жарков. «Клуб 200». М., 1974, стр. 30–39.
[8] «Forbes», June 25, 1979, pp. 56, 58, 60, 62.
[9] «Statistical Abstract of the United States». Wash., 1966, p. 847; 1970, p. 766; 1979, p. 851.
[10] «Monthly Review», April 1980, pp. 10, 9.
[11] «Fortune», June 4, 1979.
[12] «Export Police». Hearing before the Subcommittee on International Finance of the Committee on Banking, Housing and Urban Affairs. US Senate, 1979, p. 381.
[13] См. В.С.Зорин. Доллары и политика Вашингтона. М., 1964; его же. Монополии и Вашингтон. «США – экономика, политика, идеология», №№ 7–8, 1978.
[14] Ю.Субоцкий. Мелкие предприятия в промышленности США. «Мировая экономика и международные отношения», № 1, 1980, стр. 71.
[15] См. «Современное политическое сознание в США». Отв. ред. Ю.А.Замошкин, Э.Я.Баталов. М., 1980, стр. 123–251.
[16] «Impact of War in South-East Asia on the US Economy». Hearings before the Committee on Foreign Relation. US Senate, part 1. Wash., 1970, p. 33.
[17] «Changing National Priorities». Hearings before the Subcommittee on Economy in Government of the Joint Economic Committee. Congress of the United States part 2 Wash., 1970, p. 68.
[18] См. подробнее В. В. Журкин. США и международно-политические кризисы. М. 1975.
[19] «Мировая экономика и международные отношения», 1979, № 9, стр. 46.
[20] Например, Report of Secretary of Defense James R. Schlesinger to the Congress on FG 1976 and Transition Budgets, FG 1977. Authorization, Request and FY 1976–1980 Defense Programs. February 5, 1975, pp. 1–23.
[21] «США – экономика, политика, идеология», № 11, 1980, стр. 30.
[22] Г.Е.Скоров. Экономика США на пороге 80-х годов, «США – экономика, политика, идеология». № 10, 1980, стр. 25.
[23] Советский историк А.О.Чубурьян писал относительно этого периода, ссылаясь в качестве примера на события в Анголе: «Вспомним 1976 год, когда происходили известные события в Анголе. Тогда СССР выступил в поддержку МПЛА, выражавшей интересы подавляющего большинства ангольского народа. Это был период интенсивного развития процесса разрядки в советско-американских отношениях. И кое-кто в США решил, что можно, учитывая заинтересованность СССР в разрядке, попытаться принудить его отказаться от активной помощи ангольскому народу, борющемуся за независимость. Но это был для нашей страны вопрос принципиальный, он касался стратегических направлений политики СССР, проникнутых интернационалистскими целями. И. претензии американской стороны были естественно отклонены» (А.О.Чубарьян. Внешняя политика СССР между XXV и XXVI съездами КПСС. «История СССР», № 3, 1981, стр. 28).
[24] Transnational Corporations and the Industrialization of Developing Countries, Doc. UNIDO. ID/CONF. 4/14. Vienna, 1979, p. 8.
[25] См. А.В.Березной. ТНК: контроль над рынками развивающихся стран. «США – экономика, политика, идеология». № 5, 1981, стр. 31.
[26] А.Е.Бовин, например, писал о негативных тенденциях во внутренней и внешней политике религиозных лидеров Ирана, отмечая их гонения на левые силы и поддержку, оказываемую афганским контрреволюционерам: «…разжигание религиозного фанатизма, антикоммунистическая истерия, стремление в ложном свете представить политику и намерения дружественной страны не принесут пользы иранскому народу». А.Е.Бовин. Мир семидесятых. М., 1980, стр. 292–293.
[27] «Economist». January 6, 1979, p. 52.
[28] «США – экономика, политика, идеология», № 12, 1979, стр. 69.
[29] «Oil and Gas Journal», November 12, 1979, p. 112.