А.А. Кокошин о соотношении стратегического ядерного и неядерного сдерживании в политико-военной стратегии России (2015 г.)
"Трудно представить где-то даже в отдаленном будущем адекватную замену ядерному оружию (имея в виду все поражающие факторы ядерного взрыва) как средству сдерживания агрессии или агрессивного политико-военного поведения в условиях острого международного кризиса. Реалистический взгляд на политико-военные аспекты процессов в системе мировой политики предполагает, что сдерживание посредством устрашения является одним из важнейших факторов (если не важнейшим) предотвращения агрессии и противодействия политико-силовому давлению на наше государство.
Обратившись к одной из работ автора (Кокошин А.А. Ядерные конфликты в XXI (типы, формы, возможные участники). М.: Медиа-Пресс, 2003), Е.В. Мясников справедливо фокусирует внимание на том, что в этой работе речь идет именно о дополнении ядерного сдерживания неядерным, а не о замене одного другим. Убедительная угроза применения высокоточного дальнобойного носителя с боезарядом в обычном оснащении могла бы стать основой системы стратегического неядерного (предъядерного) сдерживания, дополняющей систему ядерного сдерживания. Потенциальный агрессор должен иметь в виду, что возможно нанесение удара не только по его силам и средствам, непосредственно развернутым и задействованным против России, но и по ряду других объектов.
Угроза использования высокоточного дальнобойного оружия должна быть соответствующим образом «обставлена» политически — как акт последнего предупреждения в ходе военных действий перед селективным применением сравнительно маломощных ядерных боеприпасов (применительно к военной доктрине РФ такие предложения были в свое время выдвинуты в специальной разработке на эту тему*. При использовании подобного оружия речь должна идти, прежде всего, об объектах высокой ценности: имеется в виду не столько денежное исчисление, сколько их важность с точки зрения обеспечения национальной безопасности, в том числе при ведении боевых действий; К таким объектам, в частности, относятся наземные центры радиоэлектронной разведки, крупные корабли аналогичного назначения, узлы связи, управления. Они, как правило, удалены от густонаселенных районов, и их поражение не повлечет за собой многочисленных жертв. На более серьезных этапах эскалации конфликта, но все еще в рамках предъядерной стадии, в зону поражения могут быть включены аналогичные объекты гражданской инфраструктуры, сравнительно удаленные от крупных городских агломераций, чтобы минимизировать потери мирного населения, но нанести агрессору ощутимый экономический ущерб, например путем вывода из строя электростанций (кроме атомных), обеспечивающих энергией мегаполисы".
См.: Кокошин А.А. Стратегическое ядерное и неядерное сдерживание в обеспечении национальной безопасности России. М.: URSS, 2015. С. 98-100.
* Кокошин А.А., Савельев А.Г., Потапов В.Я. К вопросу о возможной структуре и содержании новой редакции Военной доктрины // К новой редакции Военной доктрины Российской Федерации. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Editorial URSS, 2009. С. 186.