А.А. Кокошин о соотношении стратегического ядерного и неядерного сдерживании в политико-военной стратегии России (2015 г.)

"Трудно представить где-то даже в отдаленном буду­щем адекватную замену ядерному оружию (имея в виду все поражающие факторы ядерного взрыва) как сред­ству сдерживания агрессии или агрессивного поли­тико-военного поведения в условиях острого между­народного кризиса. Реалистический взгляд на поли­тико-военные аспекты процессов в системе мировой политики предполагает, что сдерживание посредством устрашения является одним из важнейших факторов (если не важнейшим) предотвращения агрессии и про­тиводействия политико-силовому давлению на наше государство.

Обратившись к одной из работ автора (Кокошин А.А. Ядерные конфликты в XXI (типы, формы, возможные участники). М.: Медиа-Пресс, 2003), Е.В. Мяс­ников справедливо фокусирует внимание на том, что в этой работе речь идет именно о дополнении ядерно­го сдерживания неядерным, а не о замене одного дру­гим. Убедительная угроза применения высокоточ­ного дальнобойного носителя с боезарядом в обычном оснащении могла бы стать основой системы страте­гического неядерного (предъядерного) сдерживания, дополняющей систему ядерного сдерживания. Потенциальный агрессор должен иметь в виду, что возмож­но нанесение удара не только по его силам и сред­ствам, непосредственно развернутым и задействован­ным против России, но и по ряду других объектов.

Угроза использования высокоточного дальнобой­ного оружия должна быть соответствующим образом «обставлена» политически — как акт последнего пре­дупреждения в ходе военных действий перед селектив­ным применением сравнительно маломощных ядер­ных боеприпасов (применительно к военной доктрине РФ такие предложения были в свое время выдвинуты в специальной разработке на эту тему*. При исполь­зовании подобного оружия речь должна идти, прежде всего, об объектах высокой ценности: имеется в ви­ду не столько денежное исчисление, сколько их важ­ность с точки зрения обеспечения национальной без­опасности, в том числе при ведении боевых действий; К таким объектам, в частности, относятся наземные центры радиоэлектронной разведки, крупные кораб­ли аналогичного назначения, узлы связи, управления. Они, как правило, удалены от густонаселенных райо­нов, и их поражение не повлечет за собой многочис­ленных жертв. На более серьезных этапах эскалации конфликта, но все еще в рамках предъядерной стадии, в зону поражения могут быть включены аналогичные объекты гражданской инфраструктуры, сравнительно удаленные от крупных городских агломераций, чтобы минимизировать потери мирного населения, но нане­сти агрессору ощутимый экономический ущерб, на­пример путем вывода из строя электростанций (кроме атомных), обеспечивающих энергией мегаполисы".

 

См.: Кокошин А.А. Стратегическое ядерное и неядерное сдерживание в обеспечении национальной безопасности России. М.: URSS, 2015. С. 98-100.



* Кокошин А.А., Савельев А.Г., Потапов В.Я. К вопросу о воз­можной структуре и содержании новой редакции Военной доктри­ны // К новой редакции Военной доктрины Российской Федерации. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Editorial URSS, 2009. С. 186.