А.А. Кокошин о предъядерном (неядерном) сдерживании в политике национальной безопасности России (2003 г.)
"Понижение «ядерного порога» в российской военной доктрине обусловлено во многом слабостью сил общего назначения России в условиях нарастания военно-политической неопределенности в мире, явного увеличения роли военной составляющей национальной безопасности.
Многие специалисты и политические деятели обоснованно подвергают сомнению однозначность «понижения ядерного порога». Отмечается, что в результате этого все менее убедительной может быть угроза применения ядерных средств, пусть даже сугубо выборочным порядком, не по реальным целям, а где-нибудь в пустыне, лишь для «демонстрации решимости» к его применению и т.п.
Проблема убедительности (кредитоспособности) сдерживания при понижении «ядерного порога» как во взаимоотношениях с ядерными, так и безъядерными государствами с направленностью сдерживания по «всем азимутам» требует рассмотрения и других дополнительных мер по повышению убедительности сдерживания и соответственно его эффективности.
Такие возможности лежат в том числе в сфере развития и возможного применения высокоточного дальнобойного оружия различных видов и типов с обычными боеприпасами, включая повышенной мощности, с использованием, прежде всего в качестве платформ как подводных, так и надводных боевых кораблей, а также бомбардировочной авиации большой дальности1,4(в наземном компоненте мы ограничены условиями Договора по РСМД).
Еще в начале 1980-х г. ряд отечественных и зарубежных специалистов отмечали, что обычные боеприпасы благодаря одновременному повышению точности и мощности приближаются к ядерному оружию малой мощности. С повышением точности наведения, которая постоянно возрастает в последние 15-20 лет, возможности боеприпасов в обычном снаряжении для поражения широкого спектра военных и экономических целей еще больше увеличиваются. При этом применение обычных боеприпасов даже самой большой мощности не сопровождается эффектами, которые неизбежно присутствуют при использовании любых видов ядерных боеприпасов, даже «мини-ньюков» (проникающая радиация, радиоактивное заражение почвы, воды и др.)".
"Научно-технический уровень нашей страны вполне позволяет иметь такого рода средства «предъядерного сдерживания» и развивать их в соответствующем направлении".
..."Система «предъядерного сдерживания» в еще большей мере, чем система ядерного сдерживания, зависит от развития соответствующей информационной инфраструктуры - средств разведки, целеуказания, навигации (включая космическую навигацию). Значительная часть этой инфраструктуры - это средства двойного назначения, которые необходимо развивать соответствующим образом. Задаче обеспечения «предъядерного сдерживания» может служить российская система космической навигации «Глонасс», создание которой удалось завершить в сложнейших условиях в середине 1990-х г. Аналогичной системой обладают лишь США - «Навстар» (Джи-Пи-Эс); при этом по ряду технических характеристик система «Глонасс» превосходит американскую Джи-Пи-Эс. В этом плане полностью оправданным является воссоздание в качестве самостоятельного рода войск военно-космических сил России и восстановление группировки спутников системы «Глонасс».
Ядерное сдерживание при всей его значимости - это не панацея в обеспечении национальной безопасности России. За счет него невозможно (и даже опасно) пытаться парировать, нейтрализовать весь спектр военно-политических угроз безопасности нашей страны. Чрезмерное упование на ядерное сдерживание в политике национальной безопасности России вредно и даже опасно. Ядерной мощью можно лишь частично компенсировать слабость в экономических и политических сферах, в силах общего назначения. Так что в числе прочих мер ядерное сдерживание должно быть дополнено эффективным «предъядерным сдерживанием».
Кокошин А.А. Ядерные конфликты в XXI (типы, формы, возможные участники). М.: Медиа-Прпесс, 2003. С. 88-90.