А.А. Кокошин о "трении войны" и "тумане войны" К. фон Клаузевица
"Огромное значение для понимания войны как сферы неопределенного и недостоверного имеет феномен введенного Клаузевицем понятия трение войны. Клаузевиц справедливо подчеркивал, что «трение —это единственное понятие, которое в общем отличает действительную войну от войны бумажной»[1]. Иными словами, на войне от задуманного до реализуемого на деле может быть огромная дистанция. Осознание наличия трения необходимо для понимания сущности войны; одним из элементов трения является опасность, другим — физическое напряжение. А.А. Свечин, говоря о трении войны, писал, что оно «уменьшает все достижения, и человек оказывается далеко позади поставленной цели»[2]. Под влиянием трения войны боевые действия часто становятся малоуправляемым и даже неуправляемым процессом. Источником трения войны являются, безусловно, психологическое напряжение, стрессы. Очевидно, что поведение человека, малых и больших групп людей в условиях стресса способствует повышению вероятности ошибки. Играют большую роль и различия в характерах людей, их темпераментах, в уровнях профессиональной подготовки, в культуре взаимоотношений и проч.
Совокупность источников трения войны обычно «оказывается больше их простой суммы, поскольку одни виды трения взаимодействуют с другими, что еще больше ухудшает результат»[3].
На преодоление трения войны направлены огромные силы на всех уровнях военного искусства — стратегии, оперативного искусства (оператики), тактики. В частности, это относится к совершенствованию средств контроля за выполнением принимаемых решений, к совершенствованию разведки, обработки и анализа получаемых данных о противнике и др. Все более важную роль при этом в современных условиях приобретает использование методов анализа «больших данных» применительно к многомерным политико-военным проблемам и ситуациям.
Трение войны «всюду приходит в соприкосновение со случайностью и вызывает явления, которые заранее учесть невозможно, так как они по большей части случайны»12. Всегда существует опасность случайных инцидентов, расширяющих масштабы конфликта. Особенно это опасно во взаимоотношениях между ядерными державами, в том числе и в мирное время (такие инциденты возникали, в частности, в ходе Карибского кризиса 1962 г., уроки которого остаются актуальными и сегодня).
Информационно-коммуникационные процессы на войне обладают повышенной степенью сложности. Клаузевиц (и целый ряд военных историков различных периодов) справедливо отмечал, что многие донесения, которые получает командование, противоречат друг другу. Немало бывает и ложных донесений, а «основная их масса малодостоверна»; в силу ложности многих известий «человеческая опасливость черпает из них материал для новой лжи и неправды»[4]. Разумеется, в конкретной войне степень достоверности донесений зависит от разведывательных возможностей той или иной стороны (в том числе в немалой степени от аналитических возможностей разведки и штабов в целом), от надежности систем боевого и политического управления — как организационных, так и технических их компонентов. Зависит она, разумеется, и от профессионализма командного состава всех уровней.
Клаузевиц писал, что военная машина «в основе своей чрезвычайно проста», в силу чего кажется, что «ею легко управлять»; но «ни одна из ее частей не сделана из целого куска», напротив, «все решительно составлено из отдельных индивидов, испытывающих трение по всем направлениям»[5].
Современные военные машины основных государств уже давно отнюдь не просты; наоборот, они становятся все более сложными человеко-машинными организмами с многочисленными «интерфейсами». Эти машины требуют тщательной отработки на научной основе вопросов управления ими. Но во главе каждого из компонентов военных машин остаются люди, те же «отдельные индивиды», которых имел в виду Клаузевиц, со всеми их психологическими, умственными и физическими особенностями. В силу этого «человеческий фактор» остается важнейшим в обеспечении эффективности военных машин — равно как и в управлении на политико-военном уровне.
К сожалению, понятие «трение войны» в послевоенные десятилетия практически исчезло из отечественных военно-научных трудов, хотя еще в конце 1930-х годов его можно было встретить даже в засекреченных в то время документах Наркомата обороны СССР, Генштаба РККА. Отсутствие учета фактора трения войны снижает ценность многих военно-научных разработок.
Не меньшее значение для понимания природы войны как сферы неопределенного, недостоверного имеет введенное в оборот Клаузевицем понятие туман войны. Клаузевиц писал, что «война — область недостоверного; три четверти того, на чем строится действие на войне, лежит в тумане неизвестности»[6].
Можно предположить, что понятие «туман войны» Клаузевиц заимствовал у крупного французского полководца XVIII в. Морица Саксонского (его, в частности, высоко ценил русский военный гений А.В. Суворов), который писал, что «война — это наука, насыщенная туманностями, не позволяющими двигаться уверенно»[7].
Клаузевиц отмечал, чтобы увидеть сквозь этот «туман» то, что необходимо, чтобы «вскрыть истину, требуется прежде всего тонкий, гибкий, проницательный ум»[8]. В современных условиях тонким, гибким и проницательным умом должны обладать прежде всего должностные лица соответствующих штабов, тех органов, которые готовят варианты решений для командующих и командиров разных уровней. Развивая эту тему, Клаузевиц писал: «Недостоверность известий и предположений — постоянное вмешательство случайности — приводит к тому, что воюющий в действительности сталкивается с совершенно иным положением вещей, чем он ожидал; это не может не отражаться на его плане или, по крайней мере, на тех представлениях об обстановке, которые легли в основу этого плана»[9].
К теме недостоверности сведений, которыми пользуются при принятии решений на войне, Клаузевиц обращается не раз в своем главном труде, чтобы еще более оттенить сложность ведения реальных боевых действий в условиях дефицита достоверных данных. Говоря о тумане войны, Клаузевиц употребляет и понятие полумрак.
Вот его слова: «Наконец, своеобразное затруднение представляет недостоверность данных на войне; все действия ведутся до известной степени в полумраке; к тому же последний нередко, подобно туману или лунному освещению, создает иллюзию преувеличенного объема и причудливых очертаний»[10].
Туман войны наряду с трением войны остаются весьма удачными метафорами для теоретического осмысления войны как специфического общественно-политического явления. Причем оба эти понятия обладают значительной прикладной ценностью — не только для военачальников, но и для государственных руководителей, которые при принятии политических решений должны представлять себе всю степень сложности практической реализации военной машиной, подчиненной государственному руководству, соответствующих политических установок.
Понятие «туман войны» вполне может быть отнесено как к оценке того, что происходит у противника (чем призвана заниматься, в частности, разведка), так и к тому, что происходит в собственных вооруженных силах, особенно в тех их компонентах, которые непосредственно выполняют боевые задачи.
Особенно высокой степенью неопределенности (и недостоверности) может характеризоваться война с применением ядерного оружия. Это связано с выделением огромных объемов энергии, с разнообразными поражающими факторами ядерных взрывов, с вторичными и третичными последствиями применения ядерного оружия, с огромными людскими жертвами, с разрушением материальных основ современной цивилизации, как уже говорилось в этой работе. Высокой степенью неопределенности характеризуется возможность нанесения «обезоруживающих» контрсиловых ударов, в том числе с массированным использованием высокоточного обычного оружия и средств ПРО, о чем в последние годы говорится в ряде публикаций американских авторов.
Рассеиванию тумана войны в немалой степени способствует заблаговременное изучение и противника и самого себя. Здесь уместно вспомнить соответствующие тезисы трактата Сунь-Цзы. Знай себя и врага: именно это положение трактата Сунь-Цзы выделено в «Новой Энциклопедии Британика» как главный элемент его учения[11]. Можно отметить, что требование рационально, как можно более трезво оценивать свои силы и силы противника весьма рельефно присутствует в трактате «Краткое изложение военного дела» римского военного теоретика конца IV — начала V вв. Вегеция (на что обратил внимание А.А. Свечин)[12].
Глубокое знание и себя и своего противника — вроде простое и даже элементарное условие. Однако на деле его выполнение сопряжено с большими трудностями; требуются значительные, а подчас и огромные усилия для принятия разведывательных, интеллектуальных, оптимальных организационно-управленческих решений, в том числе меры по контролю за исполнением принятых решений. Реализация этих задач требует определенных психологических установок и волевого начала.
В крупных государствах имеются «военные машины» (а это во многом крупные бюрократии), в которых изучением противника занимается один сегмент бюрократии, а за знание «самого себя», собственных вооруженных сил отвечают другие ее сегменты. При этом вопросами возможностей государства применительно к проблемам войны и мира (особенно вопросами военноэкономических возможностей, устойчивости политической системы, элитного и массового общественного сознания и др.) в значительной мере занимаются органы вне военного ведомства.
Развивая идеи Сунь-Цзы, Мао Цзэдун писал: «Есть люди, которые способны хорошо познавать себя и неспособны познавать противника; другие способны познавать противника, но неспособны познавать себя. Ни те, ни другие не способны справиться с изучением и практическим применением законов ведения войны»[13].
Мысли Сунь-Цзы и Мао повторяет уже упоминавшийся современный израильский военный теоретик М. ван Кревельд: «Первичное условие достижения успеха состоит в способности угадывать мысли противника и угадывать свои собственные»[14].
Точное знание себя и своего противника предполагает трезвое, четкое понимание сильных и слабых мест и в своих вооруженных силах, и в вооруженных силах противника, в его экономической и научно-технической базе, в возможностях политико-дипломатического и информационно-пропагандистского обеспечения применения военной силы и др. Знание «самого себя» в стратегическом управлении не менее важно, чем знание противника, а иногда и более важно. В силу психологических особенностей подавляющему большинству людей легче трезво оценивать других, чем самих себя. Это свойственно и многим крупным личностям — политикам, военачальникам.
Древний китайский философ Лао-Цзы (по оценкам многих специалистов, современник Сунь-Цзы и Конфуция) отмечал познание самого себя как более высокий уровень знания по сравнению с познанием других людей: «Знающий людей благоразумен. Знающий себя просвещен. Побеждающий людей силен. Побеждающий самого себя могущественен»[15].
Кокошин А.А. Вопросы прикладной теории войны. 2-е издание. М.: Изд. НИУ ВШЭ, 2019. С. 39-40, 61-62.
[1] Клаузевиц К. О войне. Пер. с нем. Т. I. М.: Воениздат, 1937. С. 104.
[2] Цит. по: Кокошин А.А. Выдающийся российский военный теоретик и военачальник Александр Андреевич Свечин. О его жизни, идеях, трудах и наследии для настоящего и будущего. М.: Изд-во Московского университета, 2013. С. 364.
[3] Люттвак Э. Стратегия. Логика войны и мира / пер. с англ. М.: УДП, 2012. С. 27.
[4] Клаузевиц К. Указ. соч. Т. I. С. 102-103.
[5] Там же. С. 103-105.
[6] Там же. С. 783.
[7] Мориц Саксонский. Теория военного искусства. М.: ЗАО Центр полиграф, 2009. С. 26.
[8] Клаузевиц К. Указ. соч. Т. I. С. 78-79.
[9] Там же. С. 79.
[10] Там же. С. 130.
[11] Sun Tsu // The New Encyclopedia Britannica. Macropaedia. Ready Reference. Encyclopedia Britannica Inc. Vol. 11. Chicago; L., etc., 2003. Р. 389.
[12] См.: Свечин А.А. Эволюция военного искусства. М.: Академический проект; Жуковский: Кучково поле, 2002. С. 84.
[13] Мао Цзэ-дун. Избранные произведения: в 4 т. / пер. с кит. М.: Изд-во иностранной литературы, 1953. Т. 2. С. 325.
[14] Кревельд М. ван. Указ. соч. С. 183.
[15] Лао-Цзы. Дао Дэ Цзин // Древнекитайская философия. Собрание текстов: в 2 т. Т. 1 / ред. колл. В.Г. Буров, Р.В. Вяткин, М.А. Титаренко. М.: Мысль, 1978. С. 25.