А.А. Кокошин о российском флоте в Первую мировую войну
(см.: Кокошин А.А. Военно-морской флот России. Из юбилейного трехсотого - взгляд в прошлое и будущее. М.: ИД "ПИ", 1997. С. 32-40)
В результате русско-японской войны Россия утратила морскую силу не только на Тихом океане. Была значительно ослаблена ее мощь на Балтике. Оттуда в ходе войны для усиления русских сил на Дальний Восток были направлены вторая Тихоокеанская эскадра Рожественского и отдельный отряд Небогатова, сформированные из кораблей Балтфлота.
Между тем в этот период кайзер Вильгельм II приступил к резкому наращиванию военно-морского потенциала Германии (тем самым нарушив заветы Бисмарка, не раз говорившего, что в интересы Германии входит не создание крупного океанского военно-морского флота, а прежде всего обеспечение преобладающей военной мощи на суше). Строительство германского флота "открытого моря" фактически было общенациональной программой, ради ко¬торой немецкий бюргер, привыкший считать каждый пфеннинг, отказывал себе в "лишней кружке пива", на протяжении многих лет сознательно платя дополнительные налоги. Угроза с моря столице Российской империи – Санкт-Петербургу возрастала1.
В активное военно-морское соперничество включились другие европейские государства, в том числе "владычица морей" Великобритания. Значительные усилия по наращиванию военно-морской мощи на Черном море предпринимала и Турция. Она запланировала закупку новейших дредноутов у Англии, которые сразу же сделали бы бессильными устаревшие русские броненосцы на Черном море.
Разработка оперативных планов кораблестроительной программы России в случае войны с Германией осуществлялась с учетом потенциального союзнического взаимодействия с Францией и Великобританией. Без такого взаимодействия русский флот на Балтике оказался бы в исключительно сложном положении перед лицом намного превосходящих военно-морских сил Германии. Появление в Санкт-Петербурге английской эскадры линейных крейсеров под командой адмирала Д.Битти2, а затем президента Франции Р.Пуанкаре на линкоре "Франция" продемонстрировало накануне первой мировой войны, что франко-русско-английский союз – это реальность, на которую может ориентироваться российский Морской генеральный штаб в своих планах.
Результаты русско-японской войны побудили руководство страны и ее общество направить усилия на возрождение и качественное совершенствование военно-морского флота, на создание новой военно-морской теории3. В этот период по темпам роста расходов на флот Россия вышла на первое место в мире, оставив позади ведущие военно-морские державы4. Царю было представлено на рассмотрение четыре различных варианта военной кораблестроительной программы. Он выбрал наиболее скромную из них, хотя впоследствии был произведен поворот к более крупным программам5. Но все эти программы не удалось реализовать в необходимой мере к началу войны6. Одной из причин стало то, что ряд заводов был не готов принять заказы, несмотря на заверения их владельцев или руководителей7.
Флот был несбалансированным, в нем явно не хватало легких сил, авиации, тральщиков и пр., хотя на вооружении имелись такие совершенные по тем временам корабли, как эсминцы типа "Новик", достроенные в ходе войны четыре линкора-дредноута типа "Севастополь" на Балтике и три аналогичных дредноута на Черном море, летающие лодки Григоровича, эффективное минное оружие и др.
Одной из острых проблем на флоте стали отношения между "верхами" и "низами", т.е. между значительной частью офицерского состава и нижними чинами. Традиции Лазарева и Нахимова во взаимоотношениях между командирами и матросами оказались забытыми. К концу первой мировой войны, когда по своему корабельному составу, силе средств береговой обороны флот оказался наиболее обеспеченным за весь период войны, именно плохие взаимоотношения командиров с матросами стали одним из главных факторов разрушения флота как боеспособной силы, особенно на Балтике. Еще в 1911 г. морской министр Российской империи адмирал И.К.Григорович писал, что он не видит "отеческого отношения" к матросу. Григорович, в частности, отмечал, что Кронштадт кишит списанными с судов нижними чинами. Командиры вместо того, чтобы держать провинившихся на кораблях и стараться их всеми мерами исправить, списывают их в экипажи, предавая суду. А раз попавшись, как писал он, кронштадтские нижние чины уже пропадают совсем и становятся все хуже и хуже. И к тому же, как сетовал Григорович, в Кронштадте мало офицеров, и надзора за нижними чинами нет. "Как это изменить, я решительно не знаю, но так дальше продолжаться не может и когда-нибудь об этом пожалеют", - пророчески писал Григорович8.
Очевидно, что многие во флотском офицерском корпусе не сделали должных выводов из событий русской революции 1904-1906 гг., из восстаний на "Потемкине", "Очакове", в Свеаборгской крепости и др.
В ходе первой мировой войны русский флот вел боевые действия на многих морских театрах, но главные события происходили на Балтийском и Черном морях, к которым выходили фланги сухопутных фронтов. Оперативное развертывание флотов проводилось по заранее разработанным планам. В их основу была положена оценка соотношения сил сторон и вероятного характера действий противника на этих театрах. В связи с тем, что германский флот значительно превосходил русский на Балтике, этот план на театре, считавшемся основным, был ориентирован на проведение оборонительных операций и боевых действий. На Черном же море, где соотношение сил оценивалось в пользу русского флота, планировались наступательные действия, предполагавшие завоевание господства на море и проведение стратегической Босфорской десантной операции9.
В годы первой мировой войны на счету российского флота было немало героических свершений. Среди них - выдающиеся достижения русских минеров, подвиги "Новика", канонерских лодок "Сивуч", "Храбрый", "Грозящий" и др.; оборона Моонзунда в 1915 г. и 1917 г. группой кораблей и батареями береговой артиллерии во главе с линкором "Слава" и др. Созданная адмиралом Н.О. фон Эссеном, соратником и последователем Степана Осиповича Макарова, система морской обороны столицы империи, в том числе известная всем специалистам Центральная минно-артиллерийская позиция - в самой узкой части Финского залива, между островом Нар-ген и мысом Порккала-Удд, в целом сыграла свою роль. Эта система морской обороны не дала возможности германскому флоту, обладавшему огромным превосходством, даже приблизиться к Петрограду. Наряду с плотным минным заграждением, основу Центральной минно-артиллерийской позиции составляли находившиеся на флангах береговые батареи и развернутые восточнее ударные и обеспечивающие силы флота10.
Противник отказался от активных действий на Балтике, ограничился лишь демонстративными акциями. Основные усилия немцы направили против флота Великобритании. Важным фактором, влиявшим на обстановку на Балтике, было наличие у Германии Кильского канала, по которому в короткий срок немцы могли перебрасывать свой флот с Северного театра на Балтийский и наоборот. Это они делали неоднократно во время первой мировой войны11. Уже через два месяца после начала войны в планы оперативного использования сил флота были внесены серьезные коррективы. На этом решительно настоял командующий Балтийским флотом адмирал фон Эссен. Штаб спланировал и успешно провел в южной части Балтийского моря (октябрь 1914 г. - февраль 1915 г.) морскую минно-заградительную операцию наступательного характера Операция была задумана прежде всего для того, чтобы психологически воздействовать на противника: скрытной постановкой Мин отдельными банками в обширном районе создать видимость массированного их применения, чтобы затруднить боевую деятельность германского флота и сорвать его морские перевозки12. Операция проводилась под личным руководством командующего Балтийским флотом.
Со смертью адмирала И.О. фон Эссена (7 мая 1915 г.) действия флота ограничивались постановками, в основном, оборонительных минных заграждений. Из активных за оставшиеся два года было выставлено всего 200 мин, в то время как при Эссене менее чем за год их выставили более 3 тыс. Судьба И.О. Эссена еще раз подтвердила, какой значительной может быть роль отдельной личности в крупнейших военно-политических событиях. Со смертью этого командующего окончательно разрушились мечты офицеров русского флота, добивавшихся активных, наступательных действий флота. Они хотели смыть с андреевского флага позор цусимского поражения, о котором и сейчас не могут вспоминать без горечи российские патриоты. Эти настроения очень хорошо отражены в романе Леонида Соболева "Капитальный ремонт". Охваченная "воспаленной романтикой", флотская молодежь верила в "наступательный бой как верит в непорочное зачатие девы Марии монах-фанатик", - писал Соболев. Характеризуя настроения своих героев, о которых он знал не понаслышке, Соболев писал, что их жег "ужасный стыд Цусимы, надменное презрение офицеров флота "владычицы морей", иронические усмешки в усиках французов...".
"... Пусть в новом блеске встанет слава российского флота, окрашенная нашей кровью, слава, померкшая в Цусиме! Мы будем стрелять из орудий и брать врага на таран, мы бестрепетно будем взрывать свои погреба и открывать кингстоны, мы составим экипажи самоубийственных брандеров, но дай только, дай нам действовать! ... Скажи лишь - где?" - вопрошали молодые офицеры, гардемарины13.
К осени 1917 г, кроме Центральной была создана еще и Передовая минно-артиллерийская позиция, а также- Або-Аландский, Моонзундский и Кронштадтский укрепленные районы, для оборудования которых использовали около 35 тыс.мин и установили 83 береговые батареи (282 ствола). При попытке преодолеть столь мощную оборону в ноябре 1916 г. на русских минах погибло 7 новейших германских эсминцев. После такой серьезной потери немцы больше не рисковали посылать свои корабли в Финский залив14. Так провалилась ответная акция германских моряков, последовавшая за тем, как контр-адмирал Л.В. Колчак с эсминцами "Новик", "Победитель" и "Гром" в коротком бою в Норчепингской бухте потопил вспомогательный крейсер неприятеля.
Лишь совершенно новая военно-политическая и стратегическая обстановка, сложившаяся к концу 19)7 г., моральное разложение многих воинских частей и экипажей боевых кораблей позволили германскому флоту проявить активность и успешно провес-ти Моонзундскую десантную операцию15. Но и в этих сложнейших условиях немало адмиралов, офицеров, матросов и солдат до конца оставалось верными воинскому долгу, хотя старая система тогда уже рухнула, а до создания новой еще было далеко.
Трагизм этого момента для российского флота, в целом для наших вооруженных сил, первым показал Валентин Пикуль в своем известном романе "Моонзунд". Позднее историки напишут, что действительность была еще более трагичной, чем она описана в романе Пикуля. Послуживший прототипом главного героя романа "Моонзунд" командир батареи 305-мм орудий (№ 43) на мысе Церель старший лейтенант Н.С.Бартенев оказался не в состоянии обеспечить сколько-нибудь серьезного сопротивления врагу из-за морального разложения личного состава батареи. Он фактически в одиночку, с огромным трудом уничтожил матчасть батареи, чтобы та не досталась противнику.
Автор этой книги в конце 1980-х годов посетил остров Эзель, в том числе и место, где находилась в 1917 г, описанная в романе "Моонзунд" батарея №43. Мое первое впечатление от осмотра батареи - ее слишком открытое расположение, высокую степень уязвимости от огня противника с моря - позднее подтвердили специалисты. Многие батареи для обороны Петрограда с моря действительно ставились далеко не лучшим образом, несмотря на то, что имелся опыт первой фазы Дарданелльской операции союзников против турок в 1915 г. Тогда турецкие приморские форты, расположенные у самой воды, были буквально сметены мощной корабельной артиллерией англичан и французов. Орудия турок, поставленные несколько дальше и замаскированные в складках местности, затруднили дальнейшие действия англо-французского флота. И в итоге - не позволили им успешно завершить Дарданелльскую операцию16.
В отличие от Балтики, Черноморский флот накануне войны не имел четкого плана оперативного развертывания. В июне 1908 г. морской министр адмирал И.М.Диков утвердил на 1909-1913 гг. план войны на Черном море против коалиции в составе Германии, Австро-Венгрии, Румынии и Турции. Замысел действий на этом театре, как и на Балтике, базировался на оценке соотношения сил сторон. Поэтому перед Черноморским флотом, учитывая его преобладание над противником, ставилась задача завоевать господство на море в самом начале войны и удерживать его до победы. Этой цели и было подчинено оперативное развертывание сил и план их последующих действий, которые в целом, по своей форме и содержанию, напоминают современную операцию по завоеванию господства на закрытом морском театре17.
Однако в первых числах августа 1914 г. в составе турецкого флота появились поменявшие флаг немецкие линейный крейсер "Гебен" и крейсер "Бреслау". "Гебен", новейший и мощнейший крейсер, был вооружен десятью 280-мм и двенадцатью 150-мм орудиями и обладал скоростью хода в 27 узлов. В условиях неготовности на Черном море наших новых линейных кораблей (даже головного - "Императрица Мария") план завоевания господства на Черном море становился нереальным. Два немецких крейсера более чем удваивали силы турецкого флота, что принципиально изменяло всю стратегическую обстановку на театре. Этот эпизод войны весьма поучителен с точки зрения роли качественного фактора в борьбе на море. При подавляющем количественном превосходстве русского Черноморского флота, появление "Гебена" и "Бреслау" - с их превосходством в скорости, огневой мощи и пр. - фактически парализовало русский флот на какой-то период. Это состояние продолжалось вплоть до ввода в строй трех новых русских линейных кораблей, один из которых ("Императрица Мария"), однако, вскоре взорвался на рейде. Таким образом боевая мощь русского флота была значительно ослаблена18.
Вполне возможно, что прорыв "Гебена" и "Бреслау" в Черное море сквозь доминировавшие в Атлантике и Средиземном море силы англичан и французов был следствием военно-политического решения, принятого на высшем уровне в Лондоне: пропустить корабли, чтобы не дать России возможности обеспечить свое господство на Черном море и осуществить захват Босфора и Дарданелл. Этому Англия препятствовала всеми силами на протяжении полутора столетий19. В 1914 г. Россия разработала и приняла новый план, ориентированный (на определенный срок) на сугубо оборонительные задачи. У командующего Черноморским флотом адмирала А.А.Эбергарда и его штаба появилась идея: как на Балтике, дать бой противнику на минно-артиллерийской позиции, оборудовав ее на подходах к главной военно-морской базе флота - Севастополю. Они считали, что это вынудит неприятеля вступить в бой в невыгодной для него обстановке. Но на деле это означало, что командующий Черноморским флотом уступал инициативу против¬нику. Реализация же плана высадки стратегического десанта откладывалась и в итоге - не состоялась. Так и осталась нерешенной задача завоевания черноморских проливов, которая ставилась российскими императорами, начиная с Екатерины Великой.
Военные действия для Черноморского флота начались крайне неудачно. Турки с поразительной точностью повторили схему нападения, примененную японцами в 1904 г. у Порт-Артура и Чемульпо. Вдвойне трагично, что командование Черноморского флота, несмотря на историческую близость событий русско-японской войны, не приняло надлежащих мер. В ночь с 28 по 29 октября 1914 г. два турецких миноносца безнаказанно совершили набег на Одессу, потопив канонерскую лодку "Донец". На рассвете 29 октября линейный крейсер "Гебен" обстрелял Севастополь и потопил минный заградитель "Прут", а турецкие крейсера подвергли обстрелу Новороссийск и Феодосию и выставили в Керченском проливе мины, на которых подорвались два российских транспорта.
В конце концов Черноморскому флоту удалось организовать систематические действия на морских коммуникациях противника, но они не выходили за рамки тактического масштаба. И только с назначением в августе 1916 г. новым командующим флотом вице-адмирала Л.В. Колчака действия на морских коммуникациях переросли по сути в морскую блокаду Босфора и одного из важнейших угольных портов Турции - Зонгулдака. Это в конечном итоге привело к достижению оперативных целей. Если за две предыдущие кампании 1914 и 1915 гг. в активных минных заграждениях было выставлено всего 1347 мин, то в кампанию 1916 г. их выставили почти 4 тысячи, а в 1917 г. - около 2 тысяч. Осуществление, всего плана блокадных действий в районе пролива Босфор в корне изменило обстановку на Черном море. Причем настолько благоприятно для русского флота, что вновь возник вопрос о высадке стратегического десанта в проливах. Однако дело до этого так и не дошло.
Оценивая действия флота в целом, можно сказать, что наиболее крупным достижением русского военно-морского искусства периода первой мировой войны стала разработка способов подготовки и ведения боя на минно-артиллерийской позиции. Эти способы предусматривали организацию разведки, выполнение предварительных ударов по врагу миноносными силами, а также нанесение главного удара по нему на минном поле силами эскадры и береговой артиллерией и развитие успеха вводом резерва. Впервые в русском флоте предусматривалось использование в бою разнородных сил флота при их оперативном и тактическом взаимодействии.
Много нового и поучительного в теорию и практику военно-морского искусства внесли морская минно-заградительная операция Балтийского флота и блокадная операция Черноморского флота в Босфорском проливе. Хороший опыт совместных действий армии и флота на приморских направлениях был приобретен как на Балтике, так и на Черном море20. Именно после них в структурах штабов появились военно-сухо путные отделения, занимавшиеся вопросами взаимодействия армии и флота. Но вскоре эту практику забыли. (Спустя четверть века многие вопросы приходилось решать заново. Это отразилось на взаимодействии армии и флота, особенно в начальный период Великой Отечественной войны, и привело к дополнительным тяжелым потерям.)
_______________
1 ЗаслуживаюТ г внимания свидетельства морского министра Германии адмирала фон Тирпица, историй был противником русско-германскою противоборства, и том числе а военно-морской сфере. - См. А. Тнрпиц. Из воспоминаний. - М.; Л., Государственное издательство, 1925, - С. 27.
2 Эта эскадра состояла из четырех линейных крейсеров новейшего типа и» как писал бывший в то время морским министром Российской империи адмирал И.К. Григорович, целью посещения Балтики эскадрон была демонстрация морской силы и "непримиримого отношения к Германии, а также ознакомление с волами Балтики" в преддверии возможных боевых действий. Пребывание эскадры о Кронштадте сопровождалось празднествами и приемам» как при дворе, так н н го-роле, в посольствах и пр. Суда эскадры были подробно осмотрены российскими инженерами, специально командированными из них с разрешении адмирала Битти, что тоже было знаком очевидной демонстрации союзнических отношений. На флагманском корабле Битти побывала царская семья. - (См.: Григорович И.К. Воспоминания бывшего морского министра. - СПб, "Дева", 19911. - С. 137-138).
3 В этот период между армией и флотом разгорелась активная борьба за государственные ресурсы. Военное министерство выступало активным оппонентом восстановления российской военно-морской мощи после русско-японской войны, ставило под сомнение предлагавшиеся Генеральным морским штабом кораблестроитель¬ные программы. Моряки получили политическую поддержку со стороны Министерства иностранных дел в лице главы дипломатического ведомства А.П.Извольского, который решительно выступил за восстановление военно-морского флота, прежде всего как орудия внешней политики государства, одного из важнейших средств обеспечения его престижа на международной арене. В то же время пока не обнаружено свидетельств тому, чтобы внешнеполитические задачи флоту формулировались бы с такой же четкостью, как это делалось во времена Петра Великого, Екатерины И или Александра II. Важным аргументом в пользу решений по развитию флота после русско-японской войны была проблема необходимости загрузки казенных судостроительных заводов. Так, морской министр А.Л.Бирилев на одном из совещаний летом 1906 г. настаивал на немедленной закладке новых броненосцев, поскольку четыре казенных завода простаивают без "работы", до предела сократив число рабочих (см.: Шацилло К.Ф. Последние военные программы Российской империи. // Вопросы истории. - 1991. - №№7-8).
4 Всего за период так называемою броненосного или металлического судостроения 1861-1917 гг., т.e. за полвека с небольшим, на судостроительных предприятиях России было построено свыше 580 боевых кораблей общим водоизмещением 1163 тыс.тони, в том числе Ш корабля с паровыми машинами, 60 кораблей с турбинными двигателями, 26 кораблей и более 50 подводных лодок с двигателями внутреннего сгорания.
К 1917 году Российский Императорский флот располагал 561 боевым кораблем и 549 вспомогательными судами с личным составом около 180 тыс.человек.
5 Переработанный план восстановления боевого флота, получивший название "Стратегические основания для плана войны на море" был представлен Николаю II в марте 1907 г. Морской генеральный штаб предлагал строить новый флот путем закладки целых боевых эскадр. Каждая эскадра должна была включать 8 линейных кораблей, 4 линейных крейсера, 9 легких крейсеров и 36 эскадренных миноносцев. Стоимость ее постройки определялась в 354 млн.руб. Учитывая слабость финансовых возможностей, штаб представил четыре варианта судостроительных программ. Первый вариант предусматривал постройку четырех эскадр: двух для Тихого океана и по одной для Балтийского и Черного морей. По второму вариан-ту, две эскадры предназначались для Балтийского моря и одна - для Черного моря (при необходимости предполагалось перебрасывать суда из Балтийского моря на Тихни океан). Согласно третьему варианту, Балтийский и Черноморский флоты должны были получить по одной эскадре. Наконец, четвертый вариант предусматривал строительство только одной эскадры для Балтийского моря, в то время как на Черном море дело ограничилось бы ремонтом старых линкоров и сооружением новых легких судов. Царь остановился в тот момент на последнем варианте.
Так была выработана подвергавшаяся, впрочем, дальнейшим изменениям "Малая программа судостроения", рассчитанная па 10 лет. В своих предложениях морское ведомство исходило из того, что "Балтийскому флоту надлежит оборонять Финский залив и, вместе с тем, представлять собою свободную морскую силу для поддержания интересов империи во внешних водах".
Перед Черноморским же флотом ставилась более скромная задача - не допустить вторжения неприятельского флота в Черное море. Поэтому и предлагалось стро¬ить для Балтийского флота полную эскадру с сильным минным флотом (120 подводных лодок и 180 миноносцев), а Черноморский пополнить 4 легкими крейсерами, 6 подводными лодками и 36 миноносцами. Впоследствии эти планы дополнялись, уточнялись, особенно в отношении Черноморского флота. (Бескровный Л.Г. Армия и флот России в начале XX в. Очерки военно-экономического потенциала. - М., Наука, 1986. - С. 192-194.)
6 Для восстановления финансово-экономического положения после потерь в русско-японской войне и в революции 1904-1905 гг. царское правительство пошло на крупные займы у французских банкиров. Это поставило Россию в весьма значительную зависимость от Франции, что сказывалось на подготовке к войне, в определенной мере деформировало военно-политические и оперативные планы.
7 Адмирал Н.К. Григорович отмечает, я частности, полную неподготовленность к постройке эскадренных миноносцев тина "Новик" Путиловского заводя в Санкт-Петербурге. Представляя "Новик", собранный на Путнловском заводе, которому заказ был дан "Особым комитетом по постройке гудов на добровольные пожертвования", некий господин Бишлягер, занемогавший морской частью Путиловского завода, по свидетельству И.К.Григоровича, заявил Николаю II (когда император находился в кают-компании "Новика"), что "построив первый русский эскадренный миноносец, для нас теперь ничего не стоит построить и сдать в самый кратчайший срок сколько угодно таких судов", Причем, отмечает Григорович, на этом миноносце ничего не было сделана у нас, а все до последней заклепки привезено из Германии, да и собирали его по германским указаниям. На Путиловском заводе не было решительно ничего готового, чтобы даже начать такую постройку. Когда же по конкуренции им были даны в постройку эскадренные миноносцы, этот завод начал сдавать спои миноносцы последним, причем постройка была неисправной и приемка длилась без конца. (Григорович И.К. Воспоминания бывшего морского министра. - СПб: "Дева", 1393. - С. 71-72.)
8 "Наш нижний чин все простит - и ругань, и наказание, если оно справедливо, но он не терпит списания с корабля, суд и преследования, отдачи в разряд штрафованных и т.п. Говорил я об этом с другими адмиралами и командирами, все соглашаются со мной, но списывание продолжается". - См.: Григорович И.К. Указ, соч. - С.72.
9 Доценко В. Балтийский и Черноморский флоты в первой мировой войне. // Морской сборник. - 1994. - № 9. - С. 39.
10 Через 12 часов после объявления мобилизации предполагалось выставить до 3 тыс. мин, на что отводилось 6-8 часов. Но флот настолько хорошо был подготовлен к решению этой задачи, что ему потребовалось всего 4 часа (в годы Великой Отечественной войны на подобную операцию в том же районе ушло более 8 суток). - (См.: Доценко В. Балтийский и Черноморский флоты в первой мировой войне. // Мирской сборник. -1994. - № 9. - С. 39.)
11 См.: Флот в первой мировой войне. - T.I. – М., Воениздат, 1964. - С. 93.
12 Разведка выявила маршруты движения конвоев и транспортов противника и систему базирования сил его флота. Накануне операции были развернуты привлекаемые к ее проведению силы, для чего постановщики мин и силы их обеспечения были перебазированы на Моонзундские острова, туда же доставили мины. Выделялись силы оперативного прикрытия и непосредственного охранения минных заградителей. В интересах скрытности на переходе морен соблюдалось полное радиомолчание, а мины ставились только в темное время суток. За 107 суток операции в активных минных награждениях было выставлено 1458 мин. Глубина операции составила 500 км, а разках по фронту - 360 км. Правда, цели этой операции были достигнуты лишь частично. - См.: ДоценкоВ. Балтийский и Черноморский флоты в первой мировой войне. // Морской сборник. - 1994. - № 9. - С. 40.
13 См.; Соболев Л. Капитальный ремонт. Собр. соч. - Т. I. – М., Художественная литература, 1972. - С. 352-353.
14 Доценко В. Указ. соч. - С. 40.
15 К концу 1917 г. Балтийский флот как организованная боевая сила практически прекратил свое существование. Сухопутные войска на приморском направлении также были деморализованы и без сопротивления сдали Ригу. Слабо организованные, не подчиненные единому командованию, а потому разрозненные действия, до недавнего времени называвшиеся Моонзундской оборонительной операцией, успеха, несмотря на героические усилии отдельных командиров и экипажей, не имели. При подавляющем превосходстве в силах противник (им было сосредоточено более 300 кораблей с 25 тыс. десантом на борту) за 6 суток захватил острова Моонзундского архипелага. Но уничтожить русские корабли под общей командой адмирала М.К.Вяхирева в Рижском заливе противнику не удалось. В боях на Кассарском плесе отличился XI дивизион миноносцев под командованием капитана 2-го ранга Г.С.Пилсудского. Под командованием капитана 1-го ранга В.Г.Антонова линкор додредноутного типа "Слава" сразился с двумя германскими дредноутами "Кениг" и "Кронпринц", имевшими двадцать 305-мм орудий против четырех орудий аналогичного калибра "Славы". "Славу" пришлось затопить, чтобы противнику не удалось перехватить русские корабли, отступившие из Рижскою залива.
16 См.: Амирханов Л.И. Морская крепость Императора Петра Великого. - СПб., Морской Региональный Центр, Изд-во "Иванов и Лещинский", 1995. - С. 9. В начальный период воины флот должен был выставить рад оборонительных н активных минных заграждений (около 5 тыс.мин). Одна группировка надводных ко-раблей развертывалась к Босфору, а вторая - к устью реки Дунай. Па подходах к своим военно-морским базам и пунктам базирования развертывались дозорные корабли. Всеми силами управлял командующий флотом. Такой план, по оценкам специалистов, в целом соответствовал обстановке и был вполне реальным. Авторы ряда новейших исследований приходят к выводу, что гибель "Императрицы Марин" была все-таки результатом тщательно отработанного н приведенно¬го в исполнение диверсионного акта германской разведки. (См., например: Елкин А. Тайна "Императрицы Марин": Вахтенный журнал. -М., Изд. "Андреевский Флаг", 1993.)
17 В начальный период воины флот должен был выставить рад оборонительных и активных минных заграждений (около 5 тыс.мин). Одна группировка надводных кораблей развертывалась к Босфору, а вторая - к устью реки Дунай. Па подходах к своим военно-морским базам и пунктам базирования развертывались дозорные корабли. Всеми силами управлял командующий флотом. Такой план, по оценкам специалистов, в целом соответствовал обстановке и был вполне реальным.
18 Авторы ряда новейших исследований приходят к выводу, что гибель "Императрицы Марии" была все-таки результатом тщательно отработанного и приведенного в исполнение диверсионного акта германской разведки. (См., например: Елкин А. Тайна "Императрицы Марии": Вахтенный журнал. - М., Изд. "Андреевский Флаг", 1993.)
19 Устремления Российской империи к Дарданеллам поддерживала даже российская либеральная оппозиция, каковой были конституционные демократы (кадеты). Их лидер П.Н.Милюков (занимавший впоследствии пост Министра иностранных дел во Временном правительстве) писал в 1915 г.: "...наш жизненный интерес и насущная потребность обладания проливами ничего не имела общего с пугалом "панславизма", которым националисты "пангерманизма" запугивали Европу, ни с завоевательными тенденциями, которым с полным основанием хотят положить предел сторонники будущего организованного мира Европы. Владение Константинополем и проливами есть конец, а не начало". (См.: Милюков П.Н. "Нейтрализация" Дарданелл и Босфора. - в кн. Вопросы мировой войны. Под ред. проф. Бариновского. - СПб, "Правда", 1915. - С.548.)
20 По мнению специалистов, много поучительного дали совместные действия армии и флота на побережье Лазистана в 1916г. При этом следует заметить, что некото¬рые вопросы взаимодействия флота с сухопутными войсками тогда решались даже на более высоком уровне, чем это имело место в первый период Великой Отечественной войны. В ходе Эрзерумской и Трапезундской операции, длившихся с небольшим перерывом 85 суток, флот оказывал артиллерийскую поддержку войскам при прорыве глубоко эшелонированных рубежей обороны противника. успешно высалил 3 крупных тактических десанта, а также осуществил перевозку морем около 53 тыс. солдат и офицеров с боевой техникой и вооружением. Здесь впервые в мировой практике были использованы десантные корабли. Примечательно, что дли поддержки приморского отряда сухопутных войск был сформирован специальный Батумский отряд, который на период проведения операции был подчинен сухопутному командованию. (См.: Доценко В. - Указ. соч. - С. 42.)