А.А. Кокошин о важности Военно-морского флота для России

(из книги: Кокошин А.А. Военно-морской флот России. Из юбилейного трехсотого - взгляд в прошлое и будущее. М.: ИД "ПИ", 1997. С. 68-78)

К сожалению, оборонные расходы, заложенные в государственном бюджете на 1996 г., значительно отличаются от предлагавшихся Министерством обороны контрольных цифр - в 1,5-2 раза. Это, в свою очередь, повлекло за собой существенное занижение средств, выделяемых на создание и содержание корабельного состава военно-морского флота. В результате так же, как и за весь период с 1991 г., в 1996 г. скорее всего не удастся приступить к реализации сформулированной концепции. Будут приложены все усилия, чтобы завершить строительство кораблей, находящихся в значительной степени готовности, чтобы обеспечить содержание плавающих кораблей и продолжить работу над перспективными проектами. По мере улучшения экономического положения, развития промышленного производства и наращивания доходной части бюджета предлагаемый проект программы будет приобретать все более реалистичные черты. Однако уже сегодня, сохраняя научный и конструкторский потенциал, продвигая вперед перспективные разработки, необходимо готовиться к развертыванию этой работы.

Морская мощь нашей страны ослаблена и тем, что резко сократился и устарел наш торговый флот и океанский рыболовецкий флот, сократились масштабы научных исследований с использованием соответствующих кораблей. Огромных ресурсов требует развитие портов, всей морской инфраструктуры. В эту сферу должны быть направлены значительные усилия государства, привлечены негосударственные инвестиции, которые окупятся как в экономическом, так и в оборонном отношениях. Для решения этих проблем стране нужна динамичная, четко сформулированная национальная промышленная политика, формирование которой, к сожалению, слишком затягивается, несмотря на все усилия тех, кто считает ее одним из важнейших элементов становления новой России.

Безусловно, России нужен мощный современный флот, прежде всего с высокими показателями боевой и оперативной эффективности, флот, который вписывался бы в интегрированную систему военной мощи, но с полномасштабным учетом флотской специфики. На это должна быть ориентирована и кораблестроительная программа.

Одной из приоритетных задач флота будет сохранение его океанской функции, в том числе в плане разведки, сбора данных, изучения гидрологической обстановки. Среди боевых задач главная - поддержать устойчивость стратегических атомных подводных лодок и создать такие режимы боевой службы кораблей, которые, в случае политических кризисов и развязывания военных действий, позволяли бы обеспечивать гарантированное отражение и срыв агрессии с морских и океанских направлений; которые позволяли бы также оперативно действовать в наиболее уязвимых, с точки зрения обеспечения безопасности России, ближнеокеанских зонах и в некоторых ключевых районах Мирового океана. Необходимость во флоте обусловлена не только военно-политическими или политическими факторами, но и приоритетами экономической безопасности России. Последнее в значительной мере связано с наличием огромных запасов энергоносителей, имеющих мировое значение, на шельфе России. Эти запасы соизмеримы, по некоторым оценкам, с запасами в районе Персидского залива. Это относится прежде всего к району Баренцева моря, а также к зоне, прилегающей к Сахалину. (Стоимость находящихся там и извлекаемых запасов нефти и природного газа оценивается специалистами в десятки триллионов долларов).

Одной из важнейших задач российского военно-морского флота на обозримую перспективу будет активная поддержка ряда важнейших партнеров нашей страны в формирующемся новом геополитическом соотношении сил в мире. Это потребует направления отрядов российских кораблей в различные, в том числе и весьма отдаленные от наших берегов, районы Мирового океана. Очевидно, что такого рода акции должны быть тщательно подготовлены и продуманы как в политическом, так и в военном плане. Их проведение должно обеспечиваться в материально-техническом отношении. И конечно, нужна постоянная забота об экипажах кораблей, их физическом, духовном и нравственном состоянии. Необходима и тщательная политико-дипломатическая подготовка таких акций, отработка их деталей и нюансов совместно Министерством обороны, МИДом и Главкоматом ВМФ под эгидой высшего государственного руководства страны. Нельзя забывать, что ВМФ - это еще и особый инструмент государства, с помощью которого решаются не только чисто военные, но и политические задачи. Демонстрация российского флага в различных районах мира ради конкретных политических интересов России должна осуществляться на регулярной основе. И надо восстанавливать своего рода культуру политического использования флота. Аналогов таких успешных политико-дипломатических действий флота вдумчивый россиянин найдет немало в отечественной и зарубежной истории.

Все более важным средством обеспечения сдерживания агрессии против России становится высокоточное дальнобойное оружие в неядерном снаряжении. И здесь военно-морскому флоту должна принадлежать важная роль, тем более, что отечественной наукой и промышленностью, при активном участии ученых нашего ВМФ, сделано очень многое. Еще раз уместно вспомнить слова видного российского историка и идеолога военно-морского флота П.И. Белавенца, писавшего, что постоянная "готовность нападать на территорию врага удержит его от нападения на наши земли." Белавенец справедливо подчеркивал, что "эта истина верна была всегда и будет верна, пока будут существовать войны и войска как на суше, так и на море"1. Так что оборонительная направленность строительства российских вооруженных сил в целом, и ВМФ в том числе, отнюдь не обрекает российский флот на пассивное, прибрежное существование.

Министерство обороны, главкомат ВМФ, многие гражданские и военные ученые прилагают большие усилия, чтобы создавать лучшие проекты кораблей будущего, из которых мы бы смогли составить мощный флот. О том, каким им быть, среди специалистов развернулась активная дискуссия. Проводится конкурс различных проектов. Их выбор будет осуществляться на основе долгосрочных и среднесрочных прогнозов военно-политической обстановки в мире и научно-технического развития. Необходимо избавиться от давнего крупного недостатка отечественного ко-раблестроения, по выражению адмирала Н.Н.Амелько, - "нетерпимых массогабаритных характеристик"2.

Весьма важным для развития материальной составляющей наших военно-морских сил является использование в максимальной мере технологических достижений отечественной ракетно-космической и авиационной промышленности, ряда других направлений. Заслуживают внимания предложения специалистов, направленные на то, чтобы "компоновать" новые проекты кораблей на базе новейших технологий, имеющихся в отечественной "оборонке", с учетом самых передовых зарубежных достижений.

В области развития техники и технологий основные усилия Министерства обороны связаны с созданием задела на будущее. Строительство нового флота на такой основе должно стать делом активным - с реальным накоплением боевой мощи, со структурной и оперативной реорганизацией. Делом, вдохновляемым высокой идеей исторического величия Родины.

Многие специалисты справедливо обращают внимание на то, что военно-морской флот как вид вооруженных сил обладает рядом особенностей, присущих ему в большей степени, чем другим видам вооруженных сил.

Среди этих особенностей следующие:

- он имеет совместную с государством инфраструктуру;

- это инструмент государства - наиболее наукоемкий и трудоемкий, наиболее насыщенный крупной техникой и оружием сложнейших конструкций, разработанных на базе практически всех отраслей науки и техники, требующих длительных сроков разработки, строительства и освоения;

- народное уважение и любовь к флоту имеют глубокие исторические корни;

- ВМФ чаще других видов вооруженных сил фигурирует на международной арене, представляя свое государство.

С точки зрения ведения боевых действий военно-морской флот также имеет свои специфические черты:

- флот ведет боевые действия вдали от своей земли в Мировом океане, который в правовом отношении принадлежит всему человечеству;

- при ведении боевых действий на море нет линии фронта;

- флот ведет боевые действия в 4-х сферах: на поверхности воды, под водой, в воздухе, на побережье, главным образом, на стыке этих сред;

- на сравнительно небольших кораблях сконцентрирована огромная огневая мощь (атомные подводные ракетоносцы);

- расчеты боевых действий флота ведутся в трехмерной объемной системе координат;

- флот - единственный вид вооруженных сил, который уже в мирное время, находясь в водах Мирового океана, имеет непосредственный контакт с вероятным противником3.

Эти особенности определяют специфику теории и практики ведения боевых действий на море и вызывают необходимость высокого профессионализма людей, принимающих одновременно участие в боевых действиях на огромных просторах Мирового океана.

Для России, как уже говорилось выше, сложности предопределены ее географическим положением, разобщенностью морских театров. Это требует на каждом из них иметь свой отдельный флот со всей системой обеспечения, флот, способный в значительной мере самостоятельно решать стоящие перед ним задачи. При этом необходимо иметь на каждом театре и другие роды вооруженных сил, включенных в систему флота, как-то: сухопутные войска, морскую пехоту, противовоздушную оборону, ракетные войска и т.д., что, в свою очередь, создает специфику в системе управления4. Решение этой проблемы в современных условиях, когда все острее стоит проблема оптимального использования весьма ограниченных ресурсов, выделяемых на оборонные нужды, требует весьма непростых, нестандартных, а во многом и болезненных решений. 

Развитие ВМФ должно опираться на солидную научную, промышленную и финансово-экономическую основу. Одной из первейших задач является определенное увеличение ассигнований на военно-морские силы - как на кораблестроение и судоремонт, на морскую авиацию, наземные ракетные комплексы, так и на его повседневную деятельность, на развитие всей необходимой флотской инфраструктуры, на повышение уровня материального благосостояния и социальной защищенности моряков и членов их семей в рамках общего увеличения расходов на оборону.

Значительно больше внимания необходимо обращать на повышение обитаемости (в т.ч. эргономичности боевых постов) кораблей наших военно-морских сил - как ради боеспособности флота, так и ради самих людей, служащих на флоте, их семей. Причем это должно относиться ко всем категориям моряков, начиная с рядового состава. Многим командирам, офицерам, чьи взаимоотношения с подчиненными офицерами и матросами оставляют желать лучшего, не грех вспомнить заповеди таких российских военно-морских деятелей как П.С.Нахимов, С.О.Макаров, И.К.Григорович.

Особого внимания требует развитие средств разведки и целеуказания, связи, в целом создание единого информационного поля, снижение заметности. В действиях военно-морских сил, как и вообще во всякой вооруженной борьбе, все большее значение приобретает информационное противоборство разнопланового свойства. В том числе и ведение активной радиоэлектронной борьбы, которая уже давно из обеспечивающего средства стала одним из основных. Но это у нас усвоено еще далеко не всеми и не нашло достаточного отражения в оснащении кораблей и других средств ВМФ. В учебных программах училищ и академий, в системе оперативной и боевой подготовки эти вопросы также пока не находят своего достойного места.

Следует обеспечить и должный статус ВМФ в общей системе вооруженных сил. Первой вехой в этом отношении можно считать введение вновь специальной должности заместителя начальника Генерального штаба вооруженных сил, представителя военно-морских сил.

Необходимо добиваться повышения роли военно-морского флота в общей системе обеспечения безопасности России, большего внимания к его проблемам и нуждам со стороны государственного руководства всех ветвей власти, со стороны российской общественности. Это можно сделать при условии, если общество будет знать, ради чего и какой нужен России флот. Знать, как он реально обеспечивает безопасность страны и какие приносит нам политические и экономические выгоды, сколько флот будет стоить в том или ином варианте. От этих вопросов ни в коем случае нельзя уходить при рассмотрении планов развития нашей морской мощи. Значение военно-морского флота, морской мощи для России как государства, имеющего все основания быть великой державой, для многих граждан нашей страны, к сожалению, еще не стало неоспоримым. Сильная общественная поддержка развития российской морской мощи, с учетом постоянно идущей в Федеральном собрании, в Правительстве борьбы за финансовые ресурсы, становится все более важной для судьбы российских военно-морских сил.

В обозримом будущем возможно появление дополнительных факторов, ведущих к возрастанию роли военно-морских сил. В том числе вероятно обострение борьбы за Мировой океан, различные участки континентального шельфа. Вероятно также и создание огромного количества новых средств освоения Мирового океана и необходимость их защиты.

В период подготовки и празднования 300-летия Российского флота появилось немало интересных, заслуживающих внимания идей, касающихся настоящего и будущего нашего флота. К сожалению, как правило, они рождаются в среде моряков, а не общевойсковых командиров, которые также должны быть заинтересованы в должном уровне морской мощи. С другой стороны, предлагаемые моряками решения развития флота часто не учитывают потребности в развитии других видов Вооруженных Сил России. К тому же, в подавляющем большинстве работ по военно-морской тематике практически отсутствуют экономические оценки, сопоставления различных вариантов развития военно-морских сил России по критерию «стоимость-эффективность».

При этом необходимо иметь в виду, что приоритеты развития флота необходимо постоянно сопоставлять с задачами развития других видов вооруженных сил - РВСН, войск ПВО, сухопутных войск, военно-воздушных сил, обеспеченность которых ресурсами тоже, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Поэтому все планы развития ВМФ должны подвергаться строгому системному анализу, формироваться с учетом как целей и задач политики национальной безопасности, так и экономических и научно-технических воз-можностей страны. Эти планы должны быть убедительными и для специалистов, и для широкой общественности.

Нашей судостроительной промышленности и флоту принадлежит приоритет в создании и развитии многих видов морского оружия. Накоплен дорогой ценой, в том числе и человеческих жертв, большой опыт исправления ошибок, во многом неизбежных при развитии такого сложного организма, каковым является флот. Отечественный ВМФ обладает крупными достижениями в гидрологии, гидрографии, гидроакустике и пр., которые являются важными компонентами морской мощи. Должны быть приняты все меры по сохранению передовых позиций России в разработке морских вооружений, технологий, обеспечивающих создание задела под флот будущего. Это задача не только Министерства обороны, Генерального штаба, Главкомата ВМФ, органов, ведающих оборонной промышленностью, но и государства, и всего общества.

Отечественная судостроительная промышленность обладает большим экспортным потенциалом. Многие типы советских боевых кораблей, поставленных в свое время на экспорт, блестяще проявили себя в самых разных условиях и сохраняют боеспособность на протяжении десятилетий, в чем автор много раз убеждался воочию. Активизация экспорта кораблей, морских вооружений - это также один из важных способов сохранения отечественной промышленности и науки и инструмент укрепления международных военно-политических позиций России, причем - за средства других государств.

При резком сокращении масштабов строительства кораблей и других средств ВМФ весьма важное значение имеет адекватная загрузка судостроительных предприятий, КБ и заводов-смежников разработкой и производством соизмеримой по сложности гражданской продукции. Министерство обороны России в этих целях делает все возможное, чтобы соответствующие заказы доставались отечественным предприятиям, инициируя принятие соответствующих государственных решений. Это относится, в частности, к Государственному центру атомного подводного судостроения (г.Северодвинск), которому поручено строительство сложной и прибыльной продукции - платформ для добычи нефти и газа в море.

По инициативе Министерства обороны президент Российской Федерации подписал Указ "О создании промышленно-производственной базы по освоению углеводородных месторождений на континентальном шельфе Арктики". По этому указу головным подрядчиком в производстве оборудования для освоения нефтяных и газовых месторождений прибрежного шельфа Арктики становится Государственный Российский центр атомного подводного судостроения.

То же самое относится и к Амурскому судостроительному заводу, и ряду других предприятий. Освоение морских месторождений нефти и газа может производиться с использованием отечественных атомных энергетических установок, во многом аналогичных тем, что делаются для нашего военно-морского флота. И это исключительно важно для сохранения кооперации в сложнейшей отрасли - в современной судостроительной промышленности.

Перед нашей страной стоит трудная задача возрождения экономики, строительства социально-политической базы и структурных элементов нового Российского государства, в том числе за счет усиления интеграционных процессов. Для этого нашему государству, как и другим странам, необходима безопасность, уверенность в мирном завтрашнем дне. Стране не нужна конфронтация ни с Востоком, ни с Западом. Но необходимо, чтобы Россия была подлинно суверенным государством, с которым считаются в мире, отношения с которым строят на подлинно равноправной и взаимовыгодной основе. В этом деле важную роль должны сыграть российские военно-морские силы как специфический вид вооруженных сил.

Очень хочется надеяться, что сам факт празднования трехсотлетия нашего флота будет способствовать таким сдвигам в общественном сознании, которые дадут нам возможность иметь достойную великой державы морскую мощь.

Мы не должны забывать обо всех уроках истории российского флота - как о наших победах, так и о наших поражениях, просчетах, недостатках. Только такой честный взгляд на самих себя позволит обеспечить надлежащую военно-морскую мощь России. К сожалению, в истории нашего флота, как показывает даже беглый ее обзор, часто повторялись одинаковые и трагические по своим последствиям ошибки. Образно говоря, мы неоднократно "наступали на одни и те же грабли". Периоды подъема, выдающихся достижений отечественного флота не раз сменялись периодами длительного упадка, из которых приходилось выходить ценой огромных усилий. Таких периодов упадка у нас было не менее пяти за 300 лет существования флота: после царствования Петра Великого, в период царствования Александра 1, непосредственно после Крымской войны 1853-1856 гг., после русско-японской войны 1904-1905 гг., после революции 1917 г. и гражданской войны 1918-1922 гг. Поэтому с позиции подлинной гражданственности, если по-настоящему желать возрождения нашего флота, в юбилейный год нельзя говорить только о его триумфах, победах. Надо, пусть и с болью в сердце, анализировать наши просчеты, неудачи, поражения. Причем все это должно делаться в комплексе, с учетом политических, экономических, идеологических, военных и научно-технических факторов и обстоятельств.

Россия - государство, имеющее выход к двенадцати морям трех океанов. Ее территория простирается на двух континентах. Сегодня мы отдаем дань уважения дальновидности всех государственных мужей России, радевших о военно-морском флоте и морской мощи государства, четко определявших для флота его политические и военные задачи. Мы отдаем дань уважения таланту флотоводцев и корабелов, мужеству офицеров, унтер-офицеров, старшин, матросов и судостроителей, создавших Флот России и одержавших блистательные военные и дипломатические победы. Мы помним ним и тех, кто в тяжкие дни поражений защищал до последней капли крови честь нашей державы, честь военно-морского флага.

_______________

1  Белавенец П.И. Нужен ли нам флот и значение его и истории России. - СПб., 1910. - С. 215.

2  См.: Н. Амелько. Отсутствие военно-морской доктрины - трагедия ВМФ. // Морской сборник. - 1996. -№ 2. – С. 11.

3  См. Алексин В., Шевелев Э. О реформировании нашего ВМФ. // Морской сборник. - 1993. - № 3. - С. 9-18.; Капитанец И. Флот и судьба России. // Морской сборник. - 1996. - № 2. - С. 6-10.; Амелько Н. Отсутствие военно-морской доктрины - трагедия ВМФ. // Морской сборник. - 1996. - № 2. - С. 10-12. См.: Белкин А. Великая Россия - морская держава. СПб., ЦВММ, 1995.

4  См.: Белкин А. Великая Россия - морская держава. СПб., ЦВММ, 1995.