А.А. Кокошин. О предмете военной доктрины. Дебаты 1920-х "О единой военной доктрине" и их некоторые уроки
В истории нашего Отечества наиболее значительные дебаты по вопросу о военной доктрине прошли (с перерывами) в 1920 - 1923 годах. Тогда в нашей стране, бедной материальными ресурсами, залечивающей раны первой мировой и гражданской войн, появилось немало одаренных людей в различных областях общественных наук. Без преувеличения период 1920-х годов можно назвать своего рода золотым веком военной и военно-политической мысли. Нельзя не отметить, что в этот период над военно-теоретическими, военно-историческими вопросами самостоятельно работали многие государственные и партийные работники, высшие командиры Красной Армии и Красного Флота. Проводилось немало интереснейших конференций, дискуссии велись на страницах общей и профессиональной печати. Эти дебаты малоизвестны даже заинтересованному российскому читателю, не говоря уже о широкой публике.
Между тем они дают, по мнению многих специалистов, не только общее историческое понимание предмета и содержания военной доктрины, но и могут в немалой мере помочь в том, чтобы понять, как мы должны подходить к формированию военной доктрины и политики национальной безопасности России сегодня. Так что даже беглый обзор этих взглядов участников дискуссии представляется поучительным и своевременным.
У ряда участников этой дискуссии по "единой военной доктрине" Кроеной Армии были свежи в памяти попытки добиться разработки и принятия на вооружение царской армией военной доктрины незадолго до первой мировой войной. Тогда генерал В. Борисов предлагал, в частности, в качестве основы для "единой военной доктрины" внедрить в русской армии суворовскую "Науку побеждать" применительно к новым историческим условиям. Сердцевиной военной доктрины русской армии должна была стать смелая наступательная стратегия и тактика, соответствующая,, по мнению генерала, духу русского солдата и призванная обеспечить победу России в будущей войне. В. Борисов делил доктрину на две части: оперативную ("взгляды") и воспитательную ("уставы"). Сторонниками "единой военной доктрины" были также генералы А. Елчонинов и А. Незнамов. Последний, будучи профессором Николаевской военной академии Генерального штаба, ратовал за создание такой военной доктрины, которая бы участвовала и предусматривала широкую подготовку государства, армии, народа к конкретной предстоящей войне. (При этом Незнамов был известен тем, что выступал поборником оборонительной стратегии для России в первой стадии будущей первой мировой войны, детально обосновав это в серьезном труде "Оборонительная война".) Он считал, что собственные интересы России, вопреки интересам Франции и Англии, требуют именно такого подхода к стратегии.
Но в царской армии было немало и противников оформления "единой военной доктрины". Это такие известные в то время военные теоретики и практики, как А. Зайончковский, Е. Кривцов, К. Адариди, Ф. Огородников, и др. Они считали, что такая доктрина, будучи облаченной в соответствующие формы официального документа, скует мышление и инициативу военачальников.
Целый ряд положений, которые можно назвать элементами доктрины, были отражены в "Уставе полевой службы" (1912 г.) и в положении "О полевом управлении войсками". Опубликование "Устава полевой службы" дало повод официальным кругам к изданию в 1912 году специального указа, запрещающего всякие дискуссии о военной доктрине. Основой указа было распоряжение императора Николая II начальнику Николаевской академии Генерального штаба, а также начальнику Генерального штаба и редактору военно-научного журнала "Русский инвалид" - основного в то время органа военной мысли. Генералу Янушкевичу, бывшему в то время начальником академии, он говорил: "Военная доктрина состоит в том, чтобы исполнять все то, что я прикажу. Прошу Вас передать Незнамову, чтобы он больше с этим-вопросом не выступал в печати".
Тем самым Николай II постарался в вопросах определения важнейших установок для российских вооруженных сил сохранить за собой максимально возможную свободу рук. В результате российское государственное, военно-политическое руководство встретило мировую войну в состоянии "стратегического раздрая", без четко определенных целей войны, исходя из долгосрочных интересов самой России, а не ее союзников по Антанте.
Сильнейший импульс дискуссии о военной доктрине Красной Армии дал выдающийся русский и советский военный мыслитель А. Свечин (он принимал активное участие в русско-японской войне; первую мировую войну начал командиром пехотного полка, закончил начальником штаба армии; несколько месяцев в 1918 году он был начальником генштаба Красной Армии, получившем в то время наименование Всеросглавштаба; погиб в ходе сталинских репрессий в 1938 г.), сделавший в профессиональной военной аудитории доклад "Военная доктрина", опубликованный затем во втором номере журнала "Военное дело" за 1920 год.
Свечин в своем обосновании необходимости военной доктрины начинает с констатации того, что в области военного мышления в России царит интеллектуальная анархия. По его меткому определению, "доктрина, являясь проявлением воли к победе, ферментирует переход мысли в действие". Доктрина нужна для того, говорил Свечин, чтобы "в области военного мышления армия не представляла людскую пыль, а сплошное целое". Создание военной доктрины, справедливо отмечал Свечин, "требует огромного общего усилия и подъема, большой работы и согласия наставников армии". Предостерегая творцов доктрины от бесплодного теоретизирования, Свечин настаивал на том, чтобы доктрина создавалась на основе военно-исторической работы; он яростно выступал против прямых иностранных заимствование при разработке доктрины, подчеркивая, что она должна прежде всего иметь отечественные корни, "родиться из нашего сознания".
По тексту своих тезисов Свечин еще раз подчеркивает, что "доктрина - это дочь истории". Это настоятельное требование Свечина исключительно актуально и сегодня, поскольку есть еще немало попыток сконструировать новую военную доктрину России в отрыве от реального исторического опыта нашего Отечества, без глубокого проникновения в сущность исторических задач, стоящих сегодня и на перспективу перед нашим обществом и государством, перед всей системой обороны страны.
"Доктрина освещает все частные вопросы военного дела", писал Свечин, она "руководит тактическим обучением войск". Памятуя о том, чем кончилась попытка создания "единой военной доктрины" накануне первой мировой войны, он пишет, что "уставов не достаточно - нужна доктрина, которая их пропитывает и дополняет". Само же концентрированное определение военной доктрины у Свечина выглядит следующим образом: "Военной доктриной называется угол зрения, под которым понимается военная история и освещается ее опыт и поучение".
Наряду с тезисами Свечина наиболее заслуживающие внимания выступления по вопросу о том, что же должно быть содержанием военной доктрины, на какой опыт и традиции она призвана опираться, принадлежали уже упомянутому выше А. Незнамову, а также И. Вацетису (бывшему полковнику царской армии, занимавшему одно время в ходе гражданской войны пост главкома Красной Армии, репрессированному в конце 30-х годов) и И. Уборевичу (бывшему поручику царской армии во время гражданской войны, командовавшему армиями республики, а затем бывшему военному министру Дальневосточной республики. После гражданской войны занимал высокие командные должности в РККА; расстрелян в 1937 г.)
А. Незнамов, в частности, предлагал в емкой, компактной форме толкование "военной доктрины":
1. "Как взгляд на войну данного общества и правительства, еще лучше всего народа"; при этом Незнамов делал немаловажную оговорку -"если он для этого дозрел". "Соответственно этому взгляду будут и внешняя политика вестись, и строиться вооруженные силы (до экономики и воспитания детей включительно)".
2. Как современные чисто военные взгляды на эксплуатацию вооруженной силы на войне: то, что у немцев мы видели в их "Основных указаниях старшим войсковым начальникам" или у французов в "Reglement sur 1а conduite des grandes unites".
3. Как вывод из обеих первых - (а) полевой устав армии, т.е. современный военной катехизис для второстепенных начальников, и (б) прочие уставы - общий символ веры для массы армии.
Выдвигая такую формулу предмета военной доктрины, фактически Незнамов предлагал объединить в ее рамках в единую систему взгляды как на вопросы высшего политического и военно-политического уровня, так и на вопросы сугубо военного характера оперативно-стратегического и тактического уровня.
Уборевич заявлял о том, что он не согласен с такой трактовкой понятия "военная доктрина". По его мнению, "такое определение представляется слишком широким, так как захватывает области, не имеющие прямого отношения к доктрине". В буквальном понимании, считал Уборевич, "доктрина есть учение, военная доктрина — военное учение; но это определение слишком общее, а более частное состоит в том, что военная доктрина есть то или иное понимание интеллектуальными силами данного военного мира сущности явлений войны и образа действий войск при различных их положениях".
Если вчитываться внимательно, то различия во взглядах Незнамова и Уборевича на предмет военной доктрины не столь уж и велики, поскольку под "сущностью явления войны" можно понимать и незнамовский "взгляд на войну данного общества и правительства". В определении доктрины Уборевича ("образ действий войск при различном их положении") явно присутствует правомерная идея разновариантности действий Красной Армии в зависимости от потребностей политики и конкретной оперативно-стратегической обстановки. Такой принципиальный подход Уборевича сказался на его последующих теоретических разработках и на его практической деятельности на высоких командных должностях в Красной Армии, когда он готовил вверенные ему войска (в частности, Белорусский военный округ) к эффективным действиям как в наступлении, так и в обороне, как в большой войне, так и в локальных войнах и конфликтах.
И. Вацетис в своей статье, опубликованной в журнале "Красная Армия", фактически уклонился от рассмотрения вопросов высшего военно-политического, а также стратегического уровня в качестве предмета военной доктрины. Основное внимание он уделил необходимости выработки единых тактических взглядов с упором на возрастающую роль новых технических средств ведения войны. Трактовка Вацетисом понятия военная доктрина близка к современному западному понятию "тактическая доктрина". Он подверг резкой критике "традиции холодного оружия", ставки на штыковую атаку пехоты и атаку конницы с "шашками наголо", имевшие место в России накануне первой мировой войны и принесшие стране дополнительные огромные потери.
Причина такого упора на отработку новых, современных взглядов на тактику со стороны Вацетиса как боевого офицера русской армии ясна. Благодаря устаревшим взглядам на тактику в сочетании с храбростью офицеров и рядовых едва ли не в первый год мировой войны практически престала существовать императорская гвардия, славившаяся своим подбором личного состава, традициями, храбростью; тяжелейшие потери в первый же год понес профессиональный офицерский и унтер-офицерский корпус линейных частей российской армии. Безусловно, это позднее сказалось и не только на ходе военного противоборства России на фронтах первой мировой войны, но и на параличе, а потом и развале армии в 1917 году, на том, как развивались революционные события и в феврале, и в октябре 1917 года.
Нельзя не отметить, что в значительной мере Красная Армия, ведомая прошедшими школу мировой войны командирами, во многом отказалась от культа холодного оружия, в том числе в кавалерии от культа "сабельного шока". Многие специалисты, писавшие по горячим следам боевую историю гражданской войны, отмечали, что красная конница в гораздо большей степени, чем белая кавалерия, использовала огневое поражение, даже при массированных кавалерийских атаках.
В дискуссии по военной доктрине Красной Армии не смогли принять участие многие командиры и политработники Красной Армии, находившиеся в то время на фронтах гражданской войны. Поэтому после завершения гражданской войны дискуссия вспыхнула вновь. Наиболее важными на этом этапе были выступления Михаила Васильевича Фрунзе, занимавшего в то время пост главнокомандующего силами Украины и Крыма.
В ходе гражданской войны М. Фрунзе, выросший в крупного военачальника из гражданской человека, профессионального революционера, командовал несколькими фронтами, наибольшей известности добился, командуя Южным фронтом, разгромившим врангелевскую армию осенью 1920 года. (Почти все остальные командующие фронтами Красной Армии, равно как и командармы, в гражданской войне были бывшие царские офицеры и генералы. Фактически на красной и на белой стороне друг против друга в качестве командующих в основном выступали, вопреки долго культивировавшимся в нашей стране взглядам, едва ли не однокашники, выпускники тех же училищ и Николаевской академии Генерального штаба.)
Фрунзе попытался впервые очертить круг "общих идей и вытекающих из них практических задач", который и должен был составить понятие "единой военной доктрины". Фрунзе исходил из того, что военный аппарат, руководствуясь общегосударственной линией, создает прочное единство всех вооруженных сил на основе общности взглядов на характер военных задач и способы их выполнения. Он отмечал, что в военной доктрине прежде всего должен быть указан характер боевых столкновений -пассивная оборона или активные наступательные действия. Сам Фрунзе ратовал за активную, наступательную стратегию для Красной Армии, соответствующую, по его мнению, задачам Советского Союза как революционного государства.
Суммируя взгляды различных военных авторов, М. Фрунзе выделяет две группы компонентов, которые должны, по его мнению, составлять военную доктрину: 1) техническую и 2) политическую группы. Техническую группу составляет все, что касается организационных основ Красной Армии, характера боевой подготовки войск и методов разрешения боевых задач. Ко второй же группе "относится момент зависимости и связи технической стороны строительства вооруженных сил с общим строем государственной жизни, определяющим ту общественную среду, в которой должна совершаться военная работа, и самый характер военных задач". Нельзя не отметить, что логика понятия "военная доктрина" у Фрунзе во многом совпадает с тем, что было высказано Незнамовым и Уборевичем.
Фрунзе обладал изрядной эрудицией в области истории военного дела, превосходя в этом не только своих коллег по партии, малообразованных в военных вопросах, и красных командиров из числа бывших фельдфебелей и вахмистров, но и многих бывших царских офицеров и генералов. Весьма интересен его анализ опыта зарубежных государств в разработке "единой военной доктрины". Наиболее ценным в этом отношении он считал опыт кайзеровской Германии, ставя его выше опыта Франции, хотя последняя имела более глубокие военные традиции. "Германия до самого последнего времени, - писал Фрунзе, - была государством с наиболее мощным военным аппаратом, стройной системой организации вооруженных сил и совершенно определенной военной идеологией, единой для руководящих элементов как армии, так и всей страны". Исключительно высоко, как и многие царские офицеры и генералы, Фрунзе оценивал германский Большой генеральный штаб, именуя его мощным и высокоавторитетным органом. Ориентируясь в построении военной доктрины Красной Армии на наступательные действия, Фрунзе отмечал, что "основной чертой германской военной доктрины в ее технической части (т.е. чисто военной) является чрезвычайно ярко выраженный наступательный дух... Обучение и воспитание всех войск шло в духе наступательной тактики и в конечном итоге подготовило такую совершенную по своей структуре и подготовке военную силу, которая после, на полях гигантских сражений империалистической войны, выявила в полной мере свои выдающиеся боевые качества". Фрунзе при этом не смущало то, что в конечном итоге, несмотря на все свои выдающиеся свойства, германская военная машина в первой мировой воине потерпела поражение. Затем такое же поражение она потерпела и во второй мировой войне, несмотря на крупные стратегические успехи в кампаниях как на Западе, так и на Востоке 1939 - 1942 годов. Следует подчеркнуть, что германская военная доктрина, военная стратегия, германское военное искусство в целом в 20-е годы высоко оценивались и другими советскими военными деятелями. Весьма примечательно в этом отношении сказанное в редакционном предисловии к книге молодого, но уже известного советского военного теоретика Г. Иссерсона, посвященной разгрому 2-й русской армии генерала Самсонова в Восточной Пруссии в 1914 году: "Превосходство немецкой стратегической мысли сказалось не только в восточно-прусской операции, но и в продолжении всей империалистической войны 1914 - 1918 годов. Внимательное изучение действий нашего бывшего противника может служить средством воспитания в командном составе высоких качеств стратега, дерзновения и воли к победе, точности и ясности в оперативной работе".
Уважительное (а иногда и восхищенное, с оттенком зависти) отношение многих командиров Красной Армии к достижениям Германии в военной области в значительной мере обеспечило возможность тесного взаимодействия между РККА и рейхсвером Веймарской республики в конце 20-х - начале 30-х годов. Одновременно такое отношение сказывалось и на стратегическом и оперативном мышлении командования РККА. Критически выверенная оценка германской военной машины и военного искусства в первую мировую войну принадлежит А. Свечину. Он тонко и проницательно подметил многие ее недостатки, что дало ему полное основание сказать: "Немецкое военное командование было талантливое, быть может, оно было только на дюйм ниже того роста, который был необходим для победы, но этот недостающий дюйм - как раз тот, который отличает гения от простого смертного".
Такое более взвешенное отношение Свечина к достижениям германской военной мысли, военной стратегии позволило ему сделать более реалистические выводы о характере будущей войны (второй мировой), особенно о ее начальном периоде, нежели это было присуще для многих других военачальников, да и для политических деятелей нашей страны.
Развивая свои идеи, в 1922 году М. Фрунзе предложил следующую формулировку "единой военной доктрины", признанную впоследствии в СССР классической: "Единая военная доктрина" есть принятое в армии данного государства учение, устанавливающее характер строительства вооруженных сил страны, методы боевой подготовки войск, их вождение на основе господствующих в государстве взглядов на характер лежащих перед ним военных задач и способы их разрешения, вытекающие из классового существа государства и определяемые уровнем развития производительных сил страны".
Несмотря на высокий военный и политический авторитет М. Фрунзе, его подход к "единой военной доктрине" Красной Армии был принят многими критически, а иногда в штыки.
В апреле 1922 года но XI съезде РКП(б) состоялось совещание военных делегатов съезда, продолжавшееся три дня. На совещании обсуждались 15 тезисов, принятых по предложению М. Фрунзе съездом командного состава Украины и Крыма. Фактически в этих тезисах речь шла о той же "единой военной доктрине", но авторы предпочли использовать термин "единое военное мировоззрение". Однако стоявшие у истоков "единой военной доктрины" генералы А. Свечин, А. Незнамов и ряд других на этом совещании не присутствовали: они не были не только делегатами съезда, но и членами партии.
В чем же заключалось содержание этого "единого военного мировоззрения" в соответствии с рекомендациями Фрунзе? Речь шла прежде всего о необходимости идеологической подготовки армии к войне с буржуазными государствами: "Факт глубокого, принципиального противоречия между строем пролетарской государственности, с одной стороны, и окружающим буржуазно-капиталистическим миром - с другой, делает неизбежным столкновения и борьбу этих двух враждебных миров. В соответствии с этим задачей политического воспитания Красной Армии является поддержание и укрепление ее в постоянной готовности выступить на борьбу с мировым капиталом".
В то же время Фрунзе не ставилась задача немедленного наращивания военной мощи советского государства, поскольку для этого не было ресурсов, что во всей полноте осознавалось его руководителями. К тому же народ предельно устал от войны - от первой мировой, перешедшей в гражданскую, в ходе которых были утрачены многие миллионы жизней и огромные материальные и культурные ценности. Именно в этот период проводилось практически десятикратное сокращение численности Красной Армии, при этом одновременно наращивались силы обеспечения внутренней безопасности. Так что реально в то время Красная Армия по своему состоянию не могла решать активных наступательных задач, как это предполагалось по доктринальным взглядам Фрунзе и его единомышленников. Эта задача относилась на будущее.
В выступлении на совещании военных делегатов съезда народного комиссара по военным и морским делам и председателя Реввоенсовета страны Л. Троцкого прозвучала весьма резкая критика в адрес М. Фрунзе и его единомышленников (среди которых были крупные полит работники С. Гусев и К. Ворошилов). Троцкий обвинил авторов тезисов в "схоластике и утопии". Он различал историю войн и теорию войны, считая последнюю практическим руководством.
"При помощи марксистского метода, — говорил Троцкий, - можно облегчить себе в высокой мере общественно-политическую и международную ориентировку... Но при помощи марксизма нельзя построить полевой устав. Ошибка здесь в том., что под военной доктриной или, еще хуже, под "единым военным мировоззрением" понимают и общую нашу государственную ориентировку, международную и внутреннюю, и военные практические приемы, уставные правила и предписания, - и все это хотят как бы заново построить при помощи марксистского метода. Но наша государственная ориентировка давно строилась и строится марксистским методом, и строить ее заново из недр военного ведомства нет никакой надобности".
Необходимо отметить, что по форме такой взгляд не вступал в противоречие с объективной природой первенства политики над стратегией и политичности последней как высшей сферь! военного искусства. Вполне резонен был сарказм по поводу изобретения "марксистского велосипеда" в военной науке и практике. Однако, по сути, и военные чутко уловили эту опасность, проводилась граница дозволенного для военной мысли по принципу "кесарю - кесарево", то есть* партия, ее философия дадут "реалистическую ориентировку" военным, а они должны заниматься своим делом. Абсолютизация роли политики и политиков, превращающая командира стратегического звена в военного ремесленника, дорого обошлась нам позже: накануне и в первый год Великой Отечественной войны в особенности.
В таком же духе Троцкий выступил и на самом съезде: "Я думаю и теперь, что единая военная доктрина, новейшие способы ведения войны, все дебаты на эту тему - все это дело второстепенное. Гораздо, во много раз важнее - и во много раз труднее - сделать так, чтобы у красноармейца не было ни одной вши. Вот непосредственная, ближайшая доктрина".
Выступал на этом совещании и М. Тухачевский (поручик царской армии Тухачевский в ходе гражданской войны в Красной Армии командовал армиями и фронтами, в том числе Западным фронтом в войне против Польши в 1920 г., репрессирован в 1937 г. по так называемому "делу Тухачевского"), солидаризируясь во многом с М. Фрунзе, считая, что военная доктрина должна охватывать вопросы политики и высшего военного уровня - стратегии. Полемизируя фактически с Троцким, Тухачевский говорил что "...если мы остановимся на чистке сапог и метении полов, то всех задач мы не выполним, так как наши задачи шире, чем тактика мелких единиц, - есть еще и стратегия". Тухачевский, как и Фрунзе, ратовал за активную наступательную стратегию для РККА, он также часто апеллировал к примеру германской наступательной стратегии первой мировой войны. Тухачевский по праву считается одним из основных авторов теории "глубокой наступательной операции" (хотя пальма первенства здесь, несомненно, принадлежит Триандафилову), на оперативном уровне обеспечивавшей реализацию наступательной военной стратегии. На тактическом уровне эти же задачи должны были обеспечиваться теорией "глубокого боя", приоритет в разработке которой также принадлежит отечественной военной мысли конца 1920-х -начала 1930-х годов.
Со стороны Троцкого имели место и другие выступления по поводу "единой военной доктрины", в которых он не был столь уж категоричен. Он признал правомочность формирования военной доктрины, но обоснованно предупреждал против того, чтобы доктрина воспринималась как панацея от всех проблем: "Если мне приходилось выступать против самообольщения словом "единая военная доктрина", то это, конечно, не значит, что я боюсь, товарищи, действительно нового слова в военном деле... но я пуще всего боюсь, чтобы из этого не выросло верхоглядства, которое успокаивает, усыпляет звонкими словами и позволяет людям не учиться только потому, что им кто-то обещал вынуть из жилета военную доктрину... новое откровение, все спасающую новую доктрину".
Такое отрицание Троцким потребности в военной доктрине во многом можно объяснить и сугубо субъективными причинами, его сложными взаимоотношениями с М. Фрунзе, который тогда уже просматривался как едва ли не единственный преемник Троцкого на посту наркомвоенмора и председателя Реввоенсовета страны.
Дебаты показали, что в то время не было единогласия не только в вопросе о содержании "единой военной доктрины", но и в вопросе о ее необходимости для Красной Армии. Прошло несколько лет, прежде чем взгляды М. Фрунзе на предмет военной доктрины утвердились в качестве основополагающих. Об этом свидетельствует, в частности, следующее: в первом издании Большой Советской Энциклопедии (1928 г.) содержится определение, данное Фрунзе понятию "военная доктрина".
К этому времени Л. Троцкий уже перестал быть наркомвоенмором и утратил пост председателя Реввоенсовета республики в результате поражения в острейшей политической борьбе со Сталиным, Зиновьевым и Каменевым. В 1924 году его на этих постах сменил М. Фрунзе.
За время своего пребывания на высших военно-политических постах Советского Союза М. Фрунзе вложил много сил в проведение военной реформы, последствия которой сказались на всем ходе предвоенного и даже послевоенного строительства Вооруженных Сил. Плоды реформ М. Фрунзе сказались в конечном итоге на победах Красной Армии в Великой войне. По своим масштабам и глубине она мало чем уступала знаменитым милютинским реформам царской армии, проведенным в 60 - 70-е годы XIX века, не говоря уже о реформе военно-морского флота России, проводившейся великим князем Константином Николаевичем в то же время. В государственном и партийном руководстве СССР он был едва ли не единственным деятелем, обладавшим большим авторитетом в армии. В 1925 году М. Фрунзе умер на операционном столе. Получила распространение версия, согласно которой таким образом он был устранен Сталиным.
Главой военного ведомства после смерти Фрунзе стал Клемент Ворошилов, не претендовавший на роль военного теоретика, на авторство "единой военной доктрины" Красной Армии. Наступили иные времена. Больше подобного рода дебатов в отечественной истории практически не было.
Определение предмета военной доктрины М. Фрунзе на десятилетия пережило автора. Методология Свечина, Незнамова, Уборевича, Фрунзе в определении предмета военной доктрины, можно смело утверждать, не потеряла своего значения и сегодня. Однако содержательная сторона военной доктрины в каком-то отдельном, специальном документе так и не была оформлена вплоть до второй половины 1980-х годов.
Разумеется, при этом доктринальные взгляды в этот исторический период у нашего государства имелись, но они были как бы рассеяны по различным политическим и оперативно-стратегическим документам, по уставам, чего, как справедливо писал в свое время Свечин, было явно недостаточно. И пока еще историки не обнаружили таких интегрированных документов, в которых бы они сводились воедино. Так что в этом отношении накануне Великой Отечественной войны Красная Армия существенно своему грозному противнику. К попыткам сформулировать военную доктрину в соответствии с методологией видных российских и советских военных мыслителей вернулись в нашей стране лишь во второй половине 1980-х годов, хотя и до этого немало было высказано важных доктринальных взглядов по отдельным элементам потенциальной доктрины такими военными деятелями, как Н.В. Огарков, С.Ф. Ахромеев, В.Н. Лобов, М.А. Гареев, А.И. Грибков, и др., такими гражданскими специалистами, как А.Г. Арбатов, С.Е. Благоволин, А.А. Васильев, С.М. Рогов, и др.
В 1994 году Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным были приняты его указом "Основы военной доктрины Российской Федерации". Сейчас в соответствии с решениями Президента - Верховного Главнокомандующего ведется работа над уже более фундаментальным документом в военной доктрине. Работая над доктриной, мы не должны забывать тех, кто трудился на благо Отечества на этой ниве до нас.
Автор выражает глубокую признательность за оказанную в той или иной форме помощь в работе над этой темой уже ушедшим от нас Маршалам Советского Союза Н.В. Огаркову, С.Ф. Ахромееву, генералам В.М. Шабанову, М.А. Мильштейну, Н.А. Ломову, В.П. Дубынину и ныне живущим Маршалам Советского Союза В.И. Петрову, В.Г. Куликову, генералам М.А. Гарееву, В.В. Ларионову, В.Н. Лобову, В.В. Коробушину, Г.В. Батенину, профессору В.М. Кулишу и др.
Секретарь Совета безопасности Российской Федерации член-корреспондент Российской академии наук А.Кокошин
Журнал "ВОИН СОДРУЖЕСТВА" № 2, февраль - март 1998. С. 26-31.