О Госвоенинспекции в Совете обороны и Совете безопасности России в бытность секретарем СО и СБ РФ А.А. Кокошина

В соответствии с утвержденным указом Президента РФ Б.Н.Ельцина 1997 г.  Положением Государст­венная военная инспекция получила значительные права по контролю исполнения указов и распоряжений президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений прави­тельства Российской Федерации; своевременность и полноту вы­полнения планов строительства и развития органов, войск и воинских формирований, практическую реализацию военной политики и военной доктрины Российской Федерации; использование органами, войсками и воинскими формированиями средств, выделяемых из федерального бюджета.

Главной задачей Государственной военной инспекции был контроль за исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации нормативных правовых актов, регули­рующих военное строительство в Российской Федерации; проверка деятельности органов, войск и воинских формирований с привле­чением в необходимых случаях представителей финансовых, нало­говых и иных контрольных и надзорных органов. При выявлении нарушений соответствующими должностными лицами Госвоенин-спекция получила право требовать от них письменных объяснений причин этих нарушений, а также приглашать их для дачи разъяс­нений.

Очень важным вопросом был контроль за соблю­дением федеральными органами исполнительной власти эконо­мических характеристик и параметров военной организации, ут­вержденных в соответствии с нормами и приоритетами военного строительства.

На Инспекцию также был возложен контроль за разработкой и реализацией программ создания и производства вооружения и военной техники и технологий двойного примене­ния для нужд обороны и безопасности страны; состоянием под­готовки кадров в образовательных учреждениях профессионального образования и их распределением; обеспечением органами, войсками и воинскими формированиями социальной защиты военнослужащих и гражданского персонала, а также граждан Рос­сийской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Первые же проверки Госвоенинспекции показали, что положе­ние дел по многим из этих вопросов оставляет желать лучшего.

Государственной военной инспекции было дано право: вносить предложения президенту Российской Федерации об освобождении или отстранении от должности (увольнения с военной службы) должностных лиц органов, войск и воинских формирований.

Важнейшим и до этого нигде не реализованным принципом организации деятельности Государственной военной инспекции на­ряду с Советом обороны стала интеграция в единую цепочку функций контроля, анализа и подготовки решений высшего госу­дарственного руководства в области военного строительства. Такая интеграция обеспечивалась как за счет соответствующей организа­ционно-штатной структуры самой Инспекции, так и вследствие объединения постов Государственного военного инспектора и Секретаря Совета обороны. В целом эти принципы, а также функции и полномочия были сохранены и после объединения Государственной военной инспекции с аппаратом Совета безопасности. В результате Президент приобрел орган, через который он мог реально и в полной мере осуществлять свои предусмотренные Конституцией и за­конами функции по руководству силовыми структурами.

За короткий период времени своего существования Госвоенинспекция (в том числе в рамках Совета безопасности) провела ряд глу­боких проверок, связанных прежде всего с выполнением важнейших решений президента — Верховного Главнокомандующего в области военного строительства, управления силовыми структурами, эконо­мического обеспечения военного строительства.

Во время специальной инспекторской поездки А.А. Кокошина на Се­верный Кавказ и работы в этом регионе нами оценивались сравнительные возможности внутренних войск МВД и частей и соединений Вооруженных сил РФ, возможности и роль Северокавказского округа ФПС, механизм взаимодействия между ВС, ФСБ, МВД, ФПС, а также МЧС. Организовывал эту поездку заместитель секретаря Совбеза В.Я. Потапов, очень хорошо знавший этот регион, занимая до этого пост начальника штаба Северокавказского военного округа. И Кокошину, и Потапову, и представителям различных наших силовых структур было совершенно очевидно, что Хосавьюртовское соглашение, заключенное генералом А.И. Лебедем с чеченскими сепаратистами, недолговечно и не соответствует коренным интересам России.

В ходе этой работы выявилась в частности особая сложность создания адекватной системы управления на этом «театре» в силу существенной разницы в структурах управления на региональном уровне, имевшихся у МВД, ФСБ, Минобороны, ФПС. Значитель­ные различия имелись и внутри МВД (Северокавказский округ внутренних войск, Региональное управление по борьбе с организо­ванной преступностью, Управление внутренних дел в каждой севе­рокавказской республике, в Ставропольском крае, в Ростовской области, в Краснодарском крае). Это требовало наличия в МВД и ФСБ в объединенном руководстве федеральными силами фигуры на уровне примерно начальника главка или даже замминистра внутренних дел (с учетом округа ВВ МВД).