О Госвоенинспекции в Совете обороны и Совете безопасности России в бытность секретарем СО и СБ РФ А.А. Кокошина
В соответствии с утвержденным указом Президента РФ Б.Н.Ельцина 1997 г. Положением Государственная военная инспекция получила значительные права по контролю исполнения указов и распоряжений президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений правительства Российской Федерации; своевременность и полноту выполнения планов строительства и развития органов, войск и воинских формирований, практическую реализацию военной политики и военной доктрины Российской Федерации; использование органами, войсками и воинскими формированиями средств, выделяемых из федерального бюджета.
Главной задачей Государственной военной инспекции был контроль за исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, регулирующих военное строительство в Российской Федерации; проверка деятельности органов, войск и воинских формирований с привлечением в необходимых случаях представителей финансовых, налоговых и иных контрольных и надзорных органов. При выявлении нарушений соответствующими должностными лицами Госвоенин-спекция получила право требовать от них письменных объяснений причин этих нарушений, а также приглашать их для дачи разъяснений.
Очень важным вопросом был контроль за соблюдением федеральными органами исполнительной власти экономических характеристик и параметров военной организации, утвержденных в соответствии с нормами и приоритетами военного строительства.
На Инспекцию также был возложен контроль за разработкой и реализацией программ создания и производства вооружения и военной техники и технологий двойного применения для нужд обороны и безопасности страны; состоянием подготовки кадров в образовательных учреждениях профессионального образования и их распределением; обеспечением органами, войсками и воинскими формированиями социальной защиты военнослужащих и гражданского персонала, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Первые же проверки Госвоенинспекции показали, что положение дел по многим из этих вопросов оставляет желать лучшего.
Государственной военной инспекции было дано право: вносить предложения президенту Российской Федерации об освобождении или отстранении от должности (увольнения с военной службы) должностных лиц органов, войск и воинских формирований.
Важнейшим и до этого нигде не реализованным принципом организации деятельности Государственной военной инспекции наряду с Советом обороны стала интеграция в единую цепочку функций контроля, анализа и подготовки решений высшего государственного руководства в области военного строительства. Такая интеграция обеспечивалась как за счет соответствующей организационно-штатной структуры самой Инспекции, так и вследствие объединения постов Государственного военного инспектора и Секретаря Совета обороны. В целом эти принципы, а также функции и полномочия были сохранены и после объединения Государственной военной инспекции с аппаратом Совета безопасности. В результате Президент приобрел орган, через который он мог реально и в полной мере осуществлять свои предусмотренные Конституцией и законами функции по руководству силовыми структурами.
За короткий период времени своего существования Госвоенинспекция (в том числе в рамках Совета безопасности) провела ряд глубоких проверок, связанных прежде всего с выполнением важнейших решений президента — Верховного Главнокомандующего в области военного строительства, управления силовыми структурами, экономического обеспечения военного строительства.
Во время специальной инспекторской поездки А.А. Кокошина на Северный Кавказ и работы в этом регионе нами оценивались сравнительные возможности внутренних войск МВД и частей и соединений Вооруженных сил РФ, возможности и роль Северокавказского округа ФПС, механизм взаимодействия между ВС, ФСБ, МВД, ФПС, а также МЧС. Организовывал эту поездку заместитель секретаря Совбеза В.Я. Потапов, очень хорошо знавший этот регион, занимая до этого пост начальника штаба Северокавказского военного округа. И Кокошину, и Потапову, и представителям различных наших силовых структур было совершенно очевидно, что Хосавьюртовское соглашение, заключенное генералом А.И. Лебедем с чеченскими сепаратистами, недолговечно и не соответствует коренным интересам России.
В ходе этой работы выявилась в частности особая сложность создания адекватной системы управления на этом «театре» в силу существенной разницы в структурах управления на региональном уровне, имевшихся у МВД, ФСБ, Минобороны, ФПС. Значительные различия имелись и внутри МВД (Северокавказский округ внутренних войск, Региональное управление по борьбе с организованной преступностью, Управление внутренних дел в каждой северокавказской республике, в Ставропольском крае, в Ростовской области, в Краснодарском крае). Это требовало наличия в МВД и ФСБ в объединенном руководстве федеральными силами фигуры на уровне примерно начальника главка или даже замминистра внутренних дел (с учетом округа ВВ МВД).