Комментарии и Выступления
Ученый и защитник Родины: Андрею Кокошину – 75.
Новости на "России 24". 26 октября 2020
Выдающийся российский государственный деятель и ученый, академик РАН Андрей Кокошин отмечает 75-летний юбилей. Он был первым заместителем министра обороны России, трижды депутатом Госдумы. В конце девяностых возглавил Совет безопасности и за короткий срок превратил его в мощную организацию, которая начала координировать деятельность не только силовых, но и правительственных структур.
Профессия - защитник Родины
Какой бы пост ни занимал Андрей Афанасьевич Кокошин, страну он никогда не подводил
Андрей Кокошин (второй слева). Фото: aakokoshin.ru
Больше людей с такой фамилией никогда не встречал. В ней слышится и ласковое Кокоша, и суровое укокошить. Может, все это и сочеталось в списке благозвучных фамилий, составленных на Руси еще во времена Иоанна Грозного. Носили ее муромские князья, славившиеся смекалкой, добрым нравом и отчаянным мужеством.
Видятся эти черты и в Андрее Афанасьевиче Кокошине. Он академик и бывший первый заместитель министра обороны, шестой Секретарь Совета безопасности Российской Федерации и трижды депутат Госдумы, автор множества работ, благодаря которым Россия сохранила свою независимость, и сын фронтовика, что для людей поколения, родившихся в 1945-м, очень важно. Соратник Евгения Максимовича Примакова, продолжатель плеяды политиков-государственников.
А еще он отличный спортсмен, игравший в молодости совсем не в шахматы и не в пинг-понг. "Его" виды спорта требуют огромной силы, смелости, воспитывают выносливость. Наверняка эти качества члена сборной олимпийского резерва, неоднократного призера молодежных чемпионатов СССР по академической гребле в 1960-е и целое десятилетие игры в жесточайшее регби на мастерском уровне аж до начала 1980-х и помогли совершить выпускнику школы рабочей молодежи, токарю Андрею Кокошину такое восхождение в политику и науку. Не называю его карьерным. Андрей Афанасьевич всегда был среди тех, кто раньше думал о Родине, а уж потом о себе. Вероятно, и поэтому Кокошину чужда невольно появляющаяся у многих высоко стоящих высокомерность. В общении прост, искренен, говорит, что думает.
В газетной статье обо всех достижениях талантливого ученого и государственного деятеля не расскажешь. Разве упомяну, что его научные работы не были лишь высоким теоретизированием, особенно полезного "на когда-нибудь потом". К примеру, конкретный план противостояния СОИ, для тех, кто забыл, - стратегической оборонной инициативы, разработанный русофобами президента США Рейгана, помог сохранить тот хрупкий паритет, то устойчивое военное стратегическое равновесие, которые нашей стране удалось удержать. И до сих пор, уже без всякой СОИ, удерживать.
Мне же особенно памятны годы, точнее месяцы, работы Кокошина во главе Совета Безопасности. Назначение в 1998 году на этот пост противоречило всей кадровой политике президента Ельцина. Новый секретарь не принадлежал ни к одной кремлевско-правительственной группировке. В кратчайшее время он превратил не слишком заметный тогда Совбез в мощную организацию, которая обрела способность координировать деятельность не только силовых, но и правительственных структур в ситуации, приближавшейся к кризисной. Андрей Афанасьевич работал на строго научных принципах, к удивлению многих обретавших практическое воплощение. Команда Кокошина успела к кратчайший срок подготовить конкретнейший список мер, в том числе и суровых, необходимых, которые смогли бы ускорить выход нашей бедной экономики из тяжелого положения.
Какой же сложнейший период пришлось пережить стране в конце лета - начале осени 1998-го. Президент Ельцин готовился распустить Думу. Не понимал, что ситуация изменилась и танками, как пять лет назад при разгоне Верховного Совета, делу не поможешь. И Кокошин выступал против.
Эти самостоятельность и независимость, подкрепленные академическими познаниями, никак не устраивали президента. А уж теневой кардинал-кадровик Березовский боялся Секретаря Совбеза не меньше, чем Евгения Максимовича Примакова. Трагических событий, к которым шло - и к которым вели, удалось избежать. В благодарность за что Кокошина освободили от должности с любимой поколениями бюрократов формулировкой - "в связи с переходом на другую работу".
А работы у политика и ученого всегда было много. И сегодня в свое наступающее 75-летие заместитель руководителя Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" востребован, уважаем, любим.
Николай Долгополов. Российская газета – Федеральный выпуск № 241(8295)
Академик Кокошин объяснил «ущербность» американских предложений по СНВ-3
«Сделано ради предвыборного эффекта администрации Трампа»
Последнее российско-американское соглашение в области контроля над стратегическим наступательным вооружением – СНВ-3, похоже, доживает последние месяцы. Российские официальные лица в течение года предлагали США пролонгировать действие этого важного для международной безопасности документа, но США активности не проявляли. Неожиданное предложение, которое озвучил представитель президента США на переговорах по СНВ Маршалл Биллингсли, Россию не устроило. Позицию РФ разъяснил «МК» бывший секретарь Совета безопасности РФ, академик РАН Андрей Кокошин.
АНДРЕЙ КОКОШИН ФОТО: EN.WIKIPEDIA.ORG
Биллингсли, в частности, предложил «заморозить» ядерные арсеналы России и США. При этом «под заморозку», по предложению США, попадало бы и тактическое ядерное оружие.
На предложение России продлить действие Договора СНВ-3 без всяких условий США ответили отказом.
-Отказ администрации Трампа от последнего российского предложения продлить без всяких условий Договор СНВ-3 наносит серьезный ущерб стратегической стабильности и международной безопасности, - сказал Андрей Кокошин. - К сожалению, это заявление американской стороны лежит в русле целого ряда предыдущих действий этой администрации по демонтажу системы ограничения и сокращения вооружений, контролю над вооружениями, которая выстраивалась десятилетиями в результате двусторонних, очень непростых, а подчас тяжелых, напряженных усилий.
Применительно к вопросу о продлении Договора СНВ-3 администрацией Трампа регулярно выдвигались разного рода предложения и даже требования к российской стороне, которые были совершенно неприемлемы с точки зрения международной практики переговоров и обеспечения интересов безопасности сторон на равноправной и взаимоприемлемой основе.
Это, в частности, касалось вопроса об участии в этих переговорах Китайской Народной Республики, а также проблемы нестратегических ядерных вооружений. Проблема тактического ядерного орудия - очень сложная, многомерная, с учетом различных асимметрий в вооруженных силах обеих сторон, а также наличия американских ядерных арсеналов на территории союзников США по НАТО, у Франции и Великобритании.
Выдвижение предложения ограничить или «заморозить» число всех ядерных боезарядов у сторон без учета имеющихся средств доставки ядерного оружия было попыткой радикально изменить подход к ограничению ядерных вооружений, контролю над вооружениями, который формировался, начиная еще с конца 1960-х годов с участием других американских администраций.
Видимо, ради предвыборного эффекта администрация Трампа пыталась доказать, что она де преподнесет миру свое уникальное соглашение, «великую сделку», полностью отличающуюся от того, что делали предыдущие администрации, особенно администрация Барака Обамы.
Отказ от зачета в первую очередь носителей оружия с соответствующими боезарядами неправомерен и с военно-стратегической точки зрения, и с точки зрения обеспечения надежного, эффективного контроля за соблюдением соглашений.
Есть у предложений Трампа и целый ряд других ущербных сторон, которые существенно осложнили характер переговоров по стратегической стабильности, которые велись в это время и особенно в последние месяцы.
Между тем в Договоре СНВ-3 прямо предусматривается его простое продление на пять лет без всяких дополнительных условий и новых переговоров. Решение такого вопроса, за что выступают и целый ряд авторитетных американских ученых, экспертов и политиков, было бы важным шагом в обеспечении стратегической стабильности и международной безопасности.
Андрей Кокошин о диалоге с США: ситуация сложная, остался последний рубеж
Академик РАН, экс-секретарь Совбеза России Андрей Кокошин в эфире радио Sputnik поделился мнением относительно диалога между Россией и США по СНВ, о модернизации Вооруженных сил Российской Федерации и о вариантах развития американской политики после выборов.
Заместителю научного руководителя НИУ ВШЭ, академику РАН, бывшему секретарю Совета безопасности России Андрею Кокошину 26 октября исполняется 75 лет.
В 1992-1996 годах Кокошин являлся первым заместителем министра обороны Российской Федерации, в 1996 году был назначен первым заместителем министра — статс-секретарем, а также вошел в состав Совета обороны Российской Федерации.
В августе 1997 года он был назначен государственным военным инспектором — секретарем Совета обороны, в марте 1998 года — секретарем Совета безопасности Российской Федерации. Руководил подготовкой решений Совета безопасности Российской Федерации по вопросам ядерной политики России, был главным автором документа "Основы (концепция) государственной политики по военному строительству до 2005 года".
Андрей Кокошин дал интервью радио Sputnik, в котором поделился мнением относительно контактов между Россией и США по стратегическим наступательным вооружениям, модернизации Вооруженных сил Российской Федерации и возможных вариантов эволюции американской политики после выборов в Соединенных Штатах. Также он рассказал о том, что делалось в трудные для России 90-е годы для сохранения оборонного потенциала страны.
О договоре СНВ-3
"Дверь пока не закрыта, и в этом прежде всего заслуга российской стороны"
"То, что делает нынешняя администрация (США. — Прим. ред.), не внушает оптимизма относительно возможности продления этого договора в пределах сроков, отпущенных этой администрации. Что будет дальше, сказать сложно. В США существует все-таки достаточное количество и специалистов, и политиков, которые активно выступают за продление договора СНВ-3. Наш президент Владимир Владимирович Путин недавно отметил как позитивный момент и заявление вице-президента в администрации (президента США Барака. — Прим. ред.) Обамы Джо Байдена, который сейчас является кандидатом в президенты США от Демократической партии. У Байдена четко прописана позиция относительно продления данного договора. Что будет, сказать трудно. Но сейчас мы попадаем в цейтнот. Дверь пока не закрыта, и в этом заслуга прежде всего российской стороны".
"Администрация США пошла на демонтаж фактически всей системы международных договоров"
"Данная американская администрация пошла на активный демонтаж фактически системы договоров, которые определяют стратегическую стабильность и международную безопасность. Это Договор по ракетам средней и меньшей дальности (ДРСМД), из которого она вышла под надуманными предлогами, это очень важный договор. Это Договор по открытому небу, причем противниками выхода из этого договора были практически все союзники Соединенных Штатов. Это выход из ядерной сделки по Ирану, что наносит серьезный ущерб делу нераспространения ядерного оружия. Это и решения помимо договорной сферы, например решение о начале развертывания так называемых маломощных ядерных боеприпасов на баллистических ракетах подводных лодок Trident II, что снижает порог применения ядерного оружия, и целый ряд других действий… Так что ситуация достаточно сложная, и сейчас остался последний рубеж — это договор СНВ-3".
О выборах в США
"Могут быть совершенно разные расклады"
"Я никаких прогнозов и предположений делать не стал бы. Мы имели их достаточно много накануне предыдущих выборов. И очень многие хорошо знакомые мне аналитики, политические деятели, депутаты ошибались (по поводу того. — Прим. ред.), что должно было произойти после выборов. Вообще, предсказать достаточно точно, что будет при победе того или иного кандидата, очень тяжело. Многое будет зависеть не только от того, кто конкретно одержит победу на президентских выборах, но и от состава конгресса США. Там могут быть совершенно разные расклады. <…> И мы видели, что целый ряд, условно скажем, конструктивных моментов в политике (президента США Дональда. — Прим. ред.) Трампа блокировались позицией конгресса — позицией палаты представителей, да и сената, в том числе с участием однопартийцев Трампа… Так что предсказывать однозначно я бы не брался, а вот в аналитическом плане, набросками всякого рода вариантов — семь-восемь вариантов — я бы, конечно, всем аналитикам очень рекомендовал, и сам некоторые наброски такого рода, безусловно, делаю. Но не в абстрактном плане, а чтобы это пошло на пользу тем, кто принимает решения".
О военном бюджете США
"Соединенные Штаты явно настроены и дальше наращивать военные расходы"
"Доминирующее настроение в конгрессе США — а конгресс США играет огромную роль в определении бюджетных ассигнований, в том числе на военные нужды — все-таки в пользу роста военных расходов. И в этом же направлении действовала и (нынешняя. — Прим. ред.) администрация — еще в ходе предвыборной кампании Трамп заявлял о необходимости наращивания военных расходов. Так что я, честно говоря, в перспективе возможности сколько-либо серьезных сокращений американского военного бюджета не вижу. Хотя некоторые перераспределения внутри по статьям могут быть, в зависимости от приоритетов той или иной администрации".
О диалоге России и США и об оборонной политике Российской Федерации в 90-е годы
"Россия была в достаточно сложном положении"
"Наша дипломатия до прихода на пост министра иностранных дел Евгения Максимовича Примакова — она в общем как бы выстраивалась в кильватер американской дипломатии. С нашей стороны тогда было исключительно сильно желание превратить "Семерку" (G7. — Прим. ред.) в "Восьмерку", и Россия так не заявляла о своих правах, о своих целях занять действительно достойное место в системе мировой политики, как это произошло впоследствии. Россия была тогда в достаточно сложном положении, по многим параметрам это положение можно было бы характеризовать как слабость. Но мы тогда приложили огромные усилия для того, чтобы спасти наш оборонно-промышленный комплекс, спасти ядро Вооруженных сил, создать задел и под стратегические ядерные силы — те же системы "Тополь-М", "Ярс", стратегические подводные ракетоносцы проекта "Борей", целый ряд средств ведения вооруженной борьбы с применением ядерного оружия, всем известные сейчас Су-34, вертолеты Ка-50, Ка-52, "Искандер"…
"Нам нужна была достойная военная мощь"
"Все это делалось нами тогда с предвидением того, что у нас такие безоблачные отношения с Соединенными Штатами — не навсегда, и если мы начнем заявлять о своих правах, о своем месте в мире как великой державы, то будут и соответствующие конфликты с Соединенными Штатами. А чтобы выстраивать равноправные отношения с США, нам нужна была достойная военная мощь. И мы тогда, работая в Министерстве обороны, в Совете обороны, в Совете безопасности, все это понимали, заглядывая вперед. Мы, в частности, активно развивали наши отношения с Китаем, с Индией, не делая ставку, в отличие от "допримаковского" МИД, только на США и Западную Европу. И все это оправдалось".
О модернизации Вооруженных сил Российской Федерации
"Практически все заделы по модернизации военной техники реализованы"
"Процесс модернизации у нас в последние годы шел весьма активно. И я бы сказал, что достигнуты очень крупные результаты, которые меня очень радуют. Все те заделы в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые мы делали в 90-е годы, они практически все реализовались. Тот же бомбардировщик Су-34, который мы поднимали (помню главкома ВВС Петра Степановича Дейнекина, ныне покойного, с которым мы много этим занимались), крейсер "Петр Великий" тогда достраивали и активно оснащали новейшим оружием. Тогда решались вопросы создания высокоточного дальнобойного оружия в неядерном оснащении, те же "Калибры" и Х-101 — ракета особо большой дальности, что позволяет нам сегодня укреплять стратегическую стабильность и повышать порог потенциального применения ядерного оружия в случае агрессии против нас. Многое в это время было сделано нами и для ВМФ, например в плане снижения шумности наших подводных лодок — многоцелевых и подводных лодок-стратегов. Безусловно, важными достижениями характеризовались наши НИОКР применительно к радиоэлектронной борьбе, к средствам разведки, целеуказания. Все это, слава богу, реализовалось в последнее время в процессе модернизации наших Вооруженных сил".
СМИ о деятельности А. Кокошина в Госдуме ФС РФ
В декабре 1999 года Кокошин был избран депутатом Государственной Думы по списку ОВР. В парламенте он сначала стал заместителем председателя Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, позднее возглавил Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками.
В интервью газете "Труд" 27 февраля 2002 г. депутат Госдумы ФС РФ Кокошин отмечал: "Главная угроза национальной безопасности России, существованию ее как общества и государства - в растущем отставании нашей страны от наиболее развитых стран в экономическом, научно-техническом развитии. Это сказывается самым непосредственным образом на обороноспособности страны, на наших возможностях вести эффективную борьбу с терроризмом, обеспечивать внутриполитическую стабильность"1.
К концу своего первого депутатского срока Кокошин был избран председателем Комитета Госдумы ФС РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками. Активно участвовал в становлении и развитии Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России. Автор ряда политических заявлений Государственной Думы ФС РФ по вопросам политики России на постсоветском пространстве. В 2007-2008 гг. - член Парламентской ассамблеи ЕврАзЭС. С марта 2004 г. по 2011 г. - член Парламентского собрания Союзного государства Беларуси и России2. Активно участвовал в рассмотрении вопросов обеспечения безопасности России на постсоветском пространстве. На протяжении многих лет А.А. Кокошин - член Парламентского Собрания Союзного государства Беларуси и России. Внес большой вклад в подготовку и реализацию ряда важных программ Союзного государства в области обороны и безопасности, гражданских и военных технологий. За большой вклад в развитие российско-белорусского сотрудничества в научно-технической и военной областях и 10-летием Союзного государства Россия-Беларусь награжден медалью Союзного государства "За сотрудничество". Кокошин внес значительный вклад в сотрудничество между российскими и белорусскими предприятиями по развитию дизельного двигателестроения (головным предприятием в этой программе является ярославский ОАО "Автодизель" (Ярославский моторный завод)), высокопроизводительных вычислений, ряда других технологий и производств3.
В 2003 году Кокошин был переизбран депутатом Госдумы - на этот раз как представитель партии "Единая Россия". В парламенте он снова возглавил комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками. 4 августа 2004 г. в Южной Осетии, в районе села Сарабуки, в особо опасной зоне грузино-южноосетинского конфликта, Кокошин с сопровождавшими его лицами (в том числе с большой группой журналистов и офицерами-миротворцами) подвергся обстрелу грузинских спецназовцев. К счастью, никто не пострадал. Комментируя это событие, лидер ЛДПР В.В.Жириновский сказал: "Не надо бояться. Кокошин не боится. Даже было бы неплохо, если бы там его убили. Мы его похоронили бы красиво, на Красной площади. Ну, а что делать? Нам нужны борцы за свободу в депутатском корпусе"4.
И.о. министра иностранных дел России В.В. Лощинин, который в ходе инцидента и непосредственно после него поддерживал прямую телефонную связь с А.А. Кокошиным. Подробно на ситуации вокруг Южной Осетии и Абхазии он остановился в своем выступлении в российской Госдуме 5 августа 2004 г. Лощинин заявил, что "Андрей Афанасьевич в этой очень непростой обстановке действовал исключительно правильно, решительно, хладнокровно и мужественно"5.
Генерал-полковник В.Я. Потапов писал: "Сарабукский инцидент" спутал планы "партии воины" в Тбилиси. После него имели место попытки всякого рода силовых акций в районе Южной Осетии, однако они носили не скоординированный характер. Этот инцидент как бы вскрыл нарыв, образовавшийся в целом в Южной Осетии и вокруг нее. Так что в этом отношении поездка российского парламентария - посещение им одной из наиболее проблемных точек в зоне южноосетинского конфликта - оказалась весьма плодотворной. После этого инцидента "партия войны" в Тбилиси на определенное время утратила ту инициативу, которой она обладала до этого" [87]. В.Я. Потапов также писал: "Специалисты отмечали, что благодаря поездке А.А. Кокошина и его действиям в исключительно сложной обстановке в тот период удалось сорвать планы режима Саакашвили по проведению крупномасштабных силовых акций в зоне грузино-южноосетинского конфликта"6.
__________
1 Андрей Кокошин. Асимметричный ответ: он всегда найдется у России для предотвращения угроз национальной безопасности. // Труд, 27 февраля 2002 г.
2 О деятельности депутата Госдумы ФС РФ А.А. Кокошина, избранного по списку партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" от Ярославской области, за 2008-2011 годы. М., 2011. С. 6.
3 О деятельности депутата Госдумы ФС РФ А.А. Кокошина, избранного по списку партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" от Ярославской области, за 2008-2011 годы. М., 2011. С. 6-13.
4 См.: К годовщине Сарабукского инцидента. Сборник материалов о поездке председателя Комитета Госдумы ФС РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками А.А. Кокошина в зону конфликта в Южной Осетии 4-5 августа 2004 г. - М., 2005.
5 Потапов В.Я. А.А. Кокошин на службе национальной безопасности России и отечественной науке. К 65-летию академика РАН, 6-го секретаря Совета безопасности РФ. М., 2012.
6 Там же.